Необходим единый стратегический подход к научно-технологическому развитию ЕАЭС
12 апреля 2019 года в НИУ ВШЭ в рамках симпозиума «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика» на XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества прошла серия мероприятий по вопросам научно-технического и инновационного сотрудничества в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Текущий момент развития евразийской интеграции требует перехода на новую, более глубокую стадию, повышающую добавленную стоимость наднационального сотрудничества. Научно-техническое и инновационное сотрудничество являются теми сферами, где можно добиться принципиально нового качества и уровня интеграции. Формирование «территории инноваций» и стимулирование научно-технических прорывов включено в число ключевых направлений дальнейшего развития ЕАЭС на перспективу до 2025 года.
В рамках пленарной сессии «Перспективы формирования «территории инноваций» и стимулирование научно-технических прорывов в ЕАЭС» эксперты из НИУ ВШЭ, Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК), Евразийского банка развития (ЕАБР), российских федеральных ведомств, а также представители бизнеса и национальных ведомств союзных государств обсудили перспективы и вызовы научно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС, а также пришли к пониманию о том, что необходимо выработать стратегию взаимодействия в этой области.
Для развития научно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС нужны конкретные инструменты и механизмы взаимодействия, законодательная основа, а также новые идеи
Заместитель директора Департамента промышленной политики ЕЭК Александр Готовский обозначил необходимость разработки контуров и механизмов сотрудничества стран ЕАЭС в научно-технической сфере, координатором которого готов выступить Департамент промышленной политики ЕЭК. В настоящий момент наиболее проработанный механизм — технологические платформы, активно развивается сотрудничество в рамках Межгосударственной программы по космосу. Изначально интеграция представлялась как кооперация в традиционных сферах, снижение барьеров и т.д. Оказалось, что рынок уже сложился, в традиционных отраслях высокая конкуренция, а вот направление по инновационному сотрудничеству имеет большой потенциал. Для развития научно-технологического сотрудничества нужны конкретные инструменты и механизмы взаимодействия, законодательная основа, а также новые идеи.
Научно-технологический прорыв стран ЕАЭС невозможен без единого подхода и стратегического документа для ответа на общие вызовы
Сегодня все более значимую роль в международном развитии приобретает экономика знаний, в основе которой лежит научно-технологическая политика. Приоритеты стран ЕАЭС в этой области совпадают, считает Андрей Аникеев, заместитель директора Департамента государственной научной, научно-технической и инновационной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. На уровне ЕАЭС существует множество документов, но эта сфера слабо разработана, поэтому следует сделать матрицу научно-технологического сотрудничества, сложив документы стран-членов, чтобы выявить общие интересы и создать единый документ.
Цифровизация — ключевой инструмент для углубления дальнейшей интеграции на пространстве ЕАЭС
Формирование евразийской «территории инноваций» должно быть сопряжено с мерами по ускоренной реализации цифровой повестки ЕАЭС. По словам Михаила Прядильникова, заместителя руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, цифровая повестка ЕАЭС концентрируется на экономическом и технологическом развитии, а не создании общих условий, как в ЕС.
«Цифровизация — ключевой инструмент для углубления дальнейшей интеграции на пространстве ЕАЭС», — отметил Константин Вишневский, директор Центра цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Однако усилия, принимаемые странами, пока не в полной мере способствуют реализации потенциала цифровой повестки. Согласованная позиция государств-членов ЕАЭС требует комплексного подхода и учета лучших мировых практик.
Александр Павлов, заместитель директора Департамента международного сотрудничества Министерства цифрового развития, массовых коммуникаций и связи Российской Федерации, обозначил ключевые приоритеты России в рамках цифровой повестки ЕАЭС: цифровая прослеживаемость, цифровые транспортные коридоры, соглашение об обороте данных, цифровая торговля, цифровая промышленная кооперация, система регулятивных «песочниц».
Оценка эффективности формирования цепочек добавленной стоимости
В качестве примера практического инструмента реализации научно-технологического сотрудничества была представлена методология оценки формирования цепочек добавленной стоимости («затраты-выпуск»). Заместитель начальника отдела методологии и анализа Департамента макроэкономической политики ЕЭК Галина Исламова рассказала о мировом опыте использования инструментария, а также задачах и планах ЕЭК по его применению и развитию на пространстве ЕАЭС.
Создание системы научно-технологического прогнозирования в рамках ЕАЭС
В 2018 году Россия выступила с инициативой создания системы научно-технологического прогнозирования в рамках ЕАЭС, которая была поддержана большинством стран-участниц. В рамках круглого стола «Формирование системы опережающего научно-технологического прогнозирования стран ЕАЭС» обсуждалась повестка дальнейших действий по этому направлению. Александр Соколов, директор Форсайт-центра, заместитель директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, обозначил краткосрочные и долгосрочные задачи научно-технологического прогнозирования в ЕАЭС.
Представители Государственной службы интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Кыргызской Республики обратили внимание на такие проблемы прогнозирования как закрытый характер некоторых данных, на которых основаны прогнозы. В целом идея создания системы научно-технологического прогнозирования в рамках ЕАЭС получила положительный отзыв.
Максим Иванов, советник отдела промышленной политики, межгосударственных программ и проектов Департамента промышленной политики ЕЭК, высказал идею о развитии сотрудничества ЕЭК-НИУ ВШЭ по вопросам прогнозирования на основе системы iFORA, которую также можно интегрировать в цифровую платформу ЕАЭС. Андрей Аникеев предложил создать единый центр и научную платформу для научного прогнозирования в ЕАЭС, который будет работать на основе приоритетов матрицы научно-технологического сотрудничества.
Николай Зеньчук, первый заместитель директора – заместитель директора по научной работе ГУ «БелИСА» (Республика Беларусь), поделился опытом научно-технологического прогнозирования в стране, представив механизм разработки Комплексного прогноза научно-технического прогресса республики Беларусь на 2021–2025 гг. и на период до 2040 г.
Кластеры — эффективный инструмент укрепления интеграции в рамках ЕАЭС, потенциал которого пока не реализован в полной мере
В рамках круглого стола «Возможности межрегионального сотрудничества и кластерной кооперации в ЕАЭС» заместитель начальника отдела проектов территориального развития Департамента региональной промышленной политики и проектного управления Минпромтора России Полина Шпарова обозначила нормативные основы регулирования кластерной деятельности в России и основные результаты — по итогам 2018 года было создано 12 новых кластеров, в 2019 году планируется создать еще 10 и расширить охват размещения до 38 регионов. Был представлен новый механизм поддержки промышленных кластеров.
Взгляд бизнеса и институтов развития
В качестве практического примера кластерной кооперации Александра Карташова, руководитель службы инноваций Ассоциации «Некоммерческое партнерство “Камский инновационный территориально-производственный кластер”», представила опыт Камского кластера «Иннокам» и проект Российского центра открытых инноваций «Инноскоп», который создан для формирования российского рынка открытых инноваций на основе единой коммуникационной площадки, осуществляющей оперативное технологическое взаимодействие между участниками по принципу «от специалиста к специалисту».
Оксана Галинская, менеджер проектов кластеров Центра кластерного развития АО «Технопарк Санкт-Петербург», рассказала об интересном опыте выстраивания интернациональных команд в рамках управления Международным кластером чистых технологий, управляющая компания которого ежегодно меняет руководителя: в 2019 году — это Норвегия, в 2018 году была Россия. Также был упомянут совместный проект фармацевтического кластера «Лабтех» в рамках Союзного Государства России и Белоруссии, который может стать примером для развития кластерной кооперации в рамках ЕАЭС. По мнению спикера, запрос со стороны бизнеса в развитии кластерной кооперации есть, Евразийская комиссия может поспособствовать его развитию.
Владимир Перебоев, руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, отметил: «В ЕАБР есть средства на поддержку проектов, но над этим нужно тщательнее работать». В первую очередь банк интересуют крупные проекты в рамках свободных экономических зон, приграничного сотрудничества. Развитие кластеров и кооперации между ними в приграничных зонах — перспективное направление сотрудничества в рамках ЕАЭС, актуален и вопрос формирования трансграничного партнерства с третьими государствами. Кластеры содействуют выравниванию экономического развития стран через создание новых точек роста, это эффективный инструмент укрепления интеграции, потенциал которого пока не реализован в полной мере.
Участникам сессии был представлен доклад «Евразийская экономическая интеграция: перспективы развития и стратегические задачи для России», подготовленный ведущими экспертами ряда научных подразделений НИУ ВШЭ — Института статистических исследований и экономики знаний, Центра комплексных европейских и международных исследований, Института торговой политики, Института аграрных исследований и др.
По итогам мероприятий сессии также был разработан Меморандум