• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты Вышки рассказали о приоритетах БРИКС в условиях IV индустриальной революции

29 августа в Москве, на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ, в рамках Международной научно-образовательной программы «Школа БРИКС» прошел круглый стол «Выработка совместной стратегии развития стран БРИКС в условиях IV индустриальной революции». Эксперты ИСИЭЗ и других подразделений НИУ ВШЭ представили на нем ряд предложений к повестке председательства России в БРИКС в 2020 году.

В мероприятии приняли участие ведущие российские и иностранные эксперты, представители государственных и неправительственных организаций, профильных министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов, имеющие значительный опыт в изучении проблематики БРИКС. Модератором выступил Леонид Григорьев, ординарный профессор НИУ ВШЭ, главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ.

Консолидированное достижение ЦУР

Владимир Изотов, ведущий эксперт Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, представил доклад «Перспективы достижения Целей в области устойчивого развития (ЦУР) на наднациональном уровне БРИКС». Страны объединения рассматривают ЦУР в качестве важного элемента укрепления собственных позиций в системе глобального регулирования. Причем, подчеркнул спикер, многие важные инициативы исходят от России. В качестве примера он привел создание системы измерений показателей, характеризующих продвижение к ЦУР. В частности, в развитие этой инициативы ещё на 7-м саммите БРИКС в 2015 году (Уфа) национальные статистические агентства договорились координировать работы над методологическими подходами к расчетам показателей устойчивого развития для обеспечения их сопоставимости.

Скоординированное внедрение ЦУР в формате БРИКС будет способствовать перестройке системы глобального управления на основе конфигурации, отвечающей интересам развивающихся стран и всего «глобального Юга». Это значительно ускорит их транзит к устойчивым моделям потребления и производства. Достижение ЦУР имеет решающее значение для перехода к моделям эффективной, социально ориентированной и энергосберегающей экономики. Это – важный фактор трансформации экономических стратегий для всех государств объединения и совершенствования практик корпоративного управления. В частности, отметил спикер, в транснациональных компаниях, оперирующих на рынках БРИКС, необходимо продолжать внедрение ЦУР при разработке целевых показателей в бизнес-стратегиях. Такая политика, кроме прочего, становится драйвером внедрения информационных, технологических, управленческих инноваций, а также способствует развитию культуры ответственного инвестирования, убежден Владимир Изотов.

В своем докладе он прокомментировал ход работ по реализации инициативы экспертов НИУ ВШЭ по представлению Добровольного наднационального обзора на уровне БРИКС для достижения ЦУР на уровне ООН (ЭКОСОС) в 2021 году. Положения доклада могут войти в повестку председательства России в будущем году. Кроме того, создание общей платформы «ЦУР-БРИКС», объединяющей усилия пятерки стран на этом направлении, может стать важным институциональным инструментом «тонкой настройки» механизма глобального регулирования. На всех трёх уровнях координации (глобальный, региональный, национальный) принципиально важно вовлечение представителей гражданского общества, бизнеса и частного сектора, подчеркнул спикер.

В заключение доклада Владимир Изотов отметил важность улучшения наднациональной коммуникационной политики пяти стран, направленной на объективное информирование о достижениях ЦУР и преимуществах их реализации как на государственном уровне, так и в формате всего объединения. При этом, по словам эксперта, необходимо учитывать особенности национальных коммуникационных стратегий в «социально чувствительных» сферах – образовании, здравоохранении, гендерной политике, экологии.

В IV промышленную революцию не войти на политике изоляционизма

Юрий Симачев, директор по экономической политике НИУ ВШЭ, руководитель Центра исследований структурной политики, представил доклад «Четвертая промышленная революция: ключевые вызовы и потребность в новых нормах законодательства». Эксперт обратил внимание на основные риски современного этапа развития экономики и глобального сообщества.

В частности, процессы регионализации и перехода на новые технологические платформы повышают избирательность в установлении экономических отношений. При этом количественный рост мировой торговли сопровождается рядом тарифных ограничений, снижением эффективности ВТО и обострением конкуренции между поставщиками. В этих условиях формируются новые, уникальные за всю экономическую историю человечества, сетевые транснациональные отношения, которые меняют роль и позицию правительств, стимулируя поиск новых правовых форм для неизвестных ранее процессов.

Конкурентные модели развития для государств и интеграционных объединений требуют не только изменения традиционных бизнес-моделей, но и гибкого сочетания «жестких» обязательств с элементами «мягкого права». Большое значение в странах БРИКС имеет межпарламентское взаимодействие и координация в области законодательства, выработка новых международных норм. Странам «пятерки» важно договориться о согласованной стратегии, едином знаменателе для внешнеэкономической практики. При этом нормативная «мягкая сила» должна быть настойчивой, взаимно ответственной и, одновременно, не допускать закрытых, изоляционных моделей поведения в условиях новой экономики, открытой и транспарентной по своей природе.

Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями ИСИЭЗ НИУ ВШЭ активно сотрудничает с Национальным комитетом по исследованию (НКИ)  БРИКС, в том числе координирует участие сотрудников университета в Экспертном совете Организационного комитета по подготовке и обеспечению председательства РФ в БРИКС в 2020 году по таким направлениям, как: образование, здравоохранение, энергетическая безопасность, цифровая экономика, аграрная политика, обмен инновациями и поддержка технологических трансферов, антимонопольное сотрудничество и др.

См. также: 

Обзор на сайте Аналитического центра при Правительстве РФ

Обзор на сайте Национального комитета по исследованию БРИКС