• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научные кадры: тенденция снижения сохраняется

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные о численности и структуре персонала, занятого исследованиями и разработками, по категориям, возрастным группам и областям науки за период 2010–2018 гг.

Версия для печати

В 2018 г. численность персонала, занятого исследованиями и разработками (ИР), в России составила 682,5 тыс. чел. Сохраняется тенденция снижения численности научных кадров: на 3,6% по сравнению с 2017 г. и на 7,3% — относительно уровня 2010 г. (табл. 1).

Сокращение численности наблюдается по всем категориям персонала. В большей степени оно затронуло вспомогательный персонал (на 5,7% по сравнению с 2017 г. и на 12,6% — с 2010 г.), что может быть связано с низким уровнем оплаты их труда и возрастающими требованиями к квалификации. В результате снизился удельный вес данной категории в общей численности работников с 24,9% в 2010 г. до 23,5% в 2018 г. и увеличились доли остальных категорий (в пределах 1 п. п. каждая) (рис. 1).

В то же время отмечаются позитивные тенденции роста численности молодых ученых благодаря мерам государственной политики в научно-технической сфере, направленным на их привлечение и поддержку. Так, численность исследователей в возрасте от 30 до 39 лет за период 2010–2018 гг. увеличилась в 1,5 раза (табл. 2), а их удельный вес в общей численности исследователей — с 16,2 до 26,5% (рис. 2). В целом доля возрастной группы до 39 лет сохранилась на уровне 2017 г. — 43,9%.

В последние три года уменьшалась численность исследователей высшей научной квалификации — кандидатов и докторов наук: в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом — на 2,8%, в 2017 г. — на 4,7% и в 2018 г. на 2,9%. За период 2010–2018 гг. данный показатель снизился с 105,1 до 100,3 тыс. чел. (на 4,6%).

За период с 2010 г. средний возраст исследователей (в том числе кандидатов наук и лиц, не имеющих ученой степени) постепенно снижается, а докторов наук — несколько увеличился (рис. 3).

Распределение исследователей по областям науки не претерпело существенных изменений (рис. 4). Основная их часть (61,6% в 2018 г. против 60,9% в 2010 г.) занята в области технических наук, на втором месте — естественные науки (22,6 и 24,2% соответственно); наименьшая доля приходится на сельскохозяйственные науки (2,8% против 3,5%). 

В целом за период 2010–2018 гг. отмечалось увеличение численности исследователей только в области общественных (+32,8%) и гуманитарных (+6,3%) наук (табл. 3).

Наиболее высокий уровень квалификации (наличие ученой степени) имеют исследователи, занятые в области гуманитарных (65,1%), медицинских (65,0%) и общественных наук (62,1%) (рис. 5). В технических науках самая низкая доля лиц, имеющих ученую степень — 11,2%.

Методические комментарии

Персонал, занятый исследованиями и разработками (ИР), — совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение и поиск новых областей применения знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением ИР. Персонал, занятый ИР, подразделяется на следующие категории:

  • исследователи — работники, профессионально занимающиеся ИР и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют законченное высшее образование. В категорию исследователей включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом (в том числе руководители научных организаций и подразделений, выполняющих ИР);
  • техники — работники, участвующие в ИР и выполняющие технические функции (эксплуатацию и обслуживание научных приборов, лабораторного оборудования, вычислительной техники, подготовку материалов, чертежей, проведение экспериментов, опытов и анализов и т. д.), как правило, под руководством исследователей. В эту категорию обычно включаются лица, имеющие среднее профессиональное образование и/или необходимый профессиональный опыт и знания;
  • вспомогательный персонал — работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением ИР: работники планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочие, осуществляющие монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочие опытных (экспериментальных) производств; лаборанты, не имеющие высшего и среднего профессионального образования;
  • прочий персонал включает работников по хозяйственному обслуживанию, а также выполняющих функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения, машинистки и т. д.).

Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата; результаты проекта «Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам образования и науки» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Татьяна Ратай, Ирина Тарасенко


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск: «Влияние цифровых технологий на качество жизни»

Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»

1)    (62-е место): экологическая устойчивость (101) — ВВП на единицу
использования энергии (113) и соответствие систем экологического менеджмента
требованиям стандарта ISO 14001 (112).