Открытость российских инноваций
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные опроса руководителей российских предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности о практике кооперационных взаимодействий и каналах получения информации для разработки инноваций.
В 2004 г. Генри Чесбро сформулировал1 основные черты современной модели организации инновационной деятельности: важность всестороннего использования внешних источников информации для разработки инноваций, развернутые сетевые взаимодействия с разнообразными контрагентами, интеграция процессов управления объектами интеллектуальной собственности (создания, приобретения, распространения) непосредственно в бизнес-модели компаний. Степень «открытости» инновационных стратегий — интенсивность и характер сетевых взаимодействий, вовлечение в процессы распространения технологий — является важным фактором, определяющим как успешность деятельности отдельных предприятий, так и в целом эффективность инновационной деятельности в экономике.
Специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали «открытость» российских инноваций, опираясь на данные опроса 545 предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности в рамках регулярного Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса НИУ ВШЭ2.
Ключевые результаты
Более 90% российских высокотехнологичных предприятий сотрудничают с клиентами и/или потребителями продукции в процессе ее разработки (рис. 1). Самая распространенная форма взаимодействия — учет пожеланий клиентов при создании инноваций. Свыше половины компаний ориентируются на обратную связь за счет систематических опросов (54,1%), программ тестирования потребительских свойств и сбора пользовательского опыта (50,5%). Непосредственным вовлечением клиентов в различные этапы разработки и производства продукции занимаются 27,3% предприятий.
Абсолютное большинство (80,7%) инновационно активных предприятий высокотехнологичных отраслей взаимодействуют с внешними организациями (табл. 1). Более половины высокотехнологичных предприятий (63,5%) сотрудничают с контрагентами с целью совместного проведения разработок и реализации инновационных проектов. Ключевыми партнерами выступают российские научные организации и вузы, предприятия-смежники и компании в составе группы, к которой они принадлежат. Сотрудничество внутри цепочки поставок является наиболее распространенной формой кооперации (53,6%), в процессе которого в основном осуществляется закупка машин, оборудования и иных капитальных объектов. Приобретение объектов интеллектуальной собственно редко выступает фактором, побуждающим предприятия устанавливать кооперационные связи.
Российские предприятия достаточно активно используют различные внешние каналы получения информации при разработке инноваций (рис. 2). В основном это профессиональные мероприятия, а также научно-техническая информация (используют около 70% компаний). Наряду с каналами профессиональных и отраслевых ассоциаций (48,7%) респонденты активно применяют мониторинг интернет-платформ и социальных сетей (45,6%). Практику обратной разработки (реверс-инжиниринга) осуществляют порядка 9% опрошенных компаний.
Открытость инноваций находит отражение в управленческих практиках компаний (рис. 3). Более половины высокотехнологичных предприятий активно формируют запрос на прикладные исследования научному сообществу в рамках профессиональных мероприятий. Свыше трети компаний имеют стандартизированные процедуры для реализации кооперационных проектов; порядка четверти — выбирают партнеров для осуществления НИОКР на основе открытых конкурсов.
Для предприятий высокотехнологичных отраслей приоритетными являются формальные методы защиты результатов интеллектуальной деятельности в России (патенты, товарные знаки, полезные модели) (рис. 4). В распространение объектов интеллектуальной собственности вовлечена значительно меньшая часть предприятий. Главными каналами распространения являются соглашения об использовании ноу-хау, лицензирование и продажа РИД.
Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, 2018; результаты проекта «Исследование активности субъектов инновационного процесса: возможности применения новых методологических подходов» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Валерия Власова, Виталий Рудь
Предыдущий выпуск: «Боятся ли россияне потерять работу из-за роботов?»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»
См. также научные статьи, опубликованные по материалам исследования:
- Gershman, M., Roud, V., & Thurner, T. W. (2019). Open innovation in Russian state-owned enterprises. Industry and Innovation, 26(2), 199—217.
- Roud, V., & Vlasova, V. (2018). Strategies of industry-science cooperation in the Russian manufacturing sector. The Journal of Technology Transfer, 1—38.
- Kratzer, J., Meissner, D., & Roud, V. (2017). Open innovation and company culture: Internal openness makes the difference. Technological Forecasting and Social Change, 119, 128—138.