Онлайн-практики россиян
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал результаты обследования домохозяйств, проведенного в 2018 г. Росстатом по методике ИСИЭЗ с целью изучения динамики изменения онлайн-практик россиян за последние десять лет.
Цифровизация оказывает все более заметное влияние на повседневную жизнь россиян. Чтобы выяснить, как меняются онлайн-практики населения, специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировали результаты обследования домохозяйств, проведенного Росстатом в 2018 г. по методике, разработанной специалистами института1.
Доля домохозяйств, имеющих доступ к интернету, за период 2008–2018 гг. выросла в три раза c 26 до 77%. На столько же за аналогичный период увеличился процент россиян, выходящих в Сеть каждый день: с 22 до 68%2.
Россияне выходят в интернет в основном из дома (97%) и с работы (43%), гораздо менее популярны общественные точки доступа (21%)3. Дома россияне чаще всего подключаются к Сети через мобильные телефоны (62%), ноутбуки (43%), стационарные компьютеры (39%) или планшеты (26%). Далее с большим отрывом идут телевизоры со специальным устройством (9%) и игровые приставки (3%).
Среди 21 млн россиян старше 15 лет, не пользующихся интернетом, 70% не видят в нем необходимости, 30% не имеют достаточных компетенций для работы в Сети, еще 20% назвали высокими затраты на подключение4.
Ситуация с интернет-навыками по сравнению с 2015 г. значительно улучшилась. Так, россияне заметно активнее осуществляют онлайн финансовые операции (+22 п. п.), телефонные звонки или видео-разговоры (+12 п. п.), продают или покупают товары и услуги (+10 п. п.), а также ищут о них информацию в Сети (+14 п. п.) (рис. 1).
В основном россияне приобретают в режиме онлайн одежду, обувь и спортивные товары (56%5). Предметы домашнего обихода заказывают 27% интернет-пользователей, 20% — билеты на развлекательные мероприятия. Менее распространены покупки фильмов и музыки (10%), товаров для творчества и хобби (9%), видеоигр (8%) и программного обеспечения (5%). В рейтинге услуг, приобретаемых онлайн, лидируют банковские операции и денежные переводы (40%), телекоммуникационные (24%), а также услуги, связанные с организацией путешествий (19%).
Более 44 млн россиян старше 15 лет, которых не привлекают покупки онлайн, в ряду главных причин отказа от данной практики называли предпочтение походов в магазины (59%), отсутствие необходимости (40%), недоверие к качеству продукции (19%). Реже всего барьерами оказывались недостаток навыков (7%), нежелание раскрывать информацию о платежной карте (5%) и персональных данных (5%).
По количеству выполняемых различных действий в Сети был рассчитан интегральный показатель уровня интернет-навыков россиян: базовый (1–2 действия), средний (3–4 действия), высокий (5–6 действий) и продвинутый (7–10 действий). По итогам наблюдений в 2018 г. треть респондентов (33%) обладали базовым уровнем, почти столько же (32%) — средним, высокий и продвинутый зафиксированы у каждого пятого (22%) и восьмого (13%) соответственно.
Владение базовым уровнем навыков незначительно превалирует среди женщин в первых трех возрастных группах (от 15 до 59 лет) и существенно снижается у мужчин и женщин старше 59 лет (рис. 2).
Преодоление возрастающего цифрового неравенства населения и снижение сопутствующих ему рисков является одним из приоритетов национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации». С целью его реализации, в частности, предусмотрены меры по развитию компетенций в области применения персональных компьютеров, интернета и других видов информационно-коммуникационных технологий для решения повседневных и рабочих задач.
Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, 2018; результаты проекта «Исследование активности субъектов инновационного процесса: возможности применения новых методологических подходов» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Алёна Нефёдова
Предыдущий выпуск: «Открытость российских инноваций»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»