Индикаторы образования: 2020
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ совместно с Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством просвещения РФ и Федеральной службой государственной статистики выпустил статистический сборник «Индикаторы образования: 2020», который дает комплексное представление о текущем состоянии сферы образования в России и ее развитии в многолетней динамике и в сопоставлении с другими странами.
Анализируя данные статистики, можно проследить ряд тенденций
Например, в сборнике приводится статистика по численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры — их становится меньше: в 2010/ 2011 учебном году обучалось чуть более 7 миллионов, в 2018/ 2019 учебном году 4,1 миллионов.
Большая часть из них в прошлом учебном году изучала науки об обществе (36,5%) и инженерное дело, технологии и технические науки (31,4%). В среднем на одного работника профессорско-преподавательского состава приходилось 12 студентов. Нагрузка на школьных учителей чуть выше — 17 учеников.
Наибольшую заработную плату получает профессорско-преподавательский состав вузов. В 2018 году в государственных и муниципальных вузах в среднем она составила 82 486 рублей, годом ранее — 63 831 рубль.
После 9-го класса школьники все чаще начинают работать. В 2018 году таких насчитали около 5% от общего числа выпускников, хотя в 2010 году этот показатель равнялся нулю. 53% продолжили обучение по программам общего среднего образования.
А вот все больше выпускников вузов не торопится выходить на рынок труда, а продолжают образование в магистратуре или аспирантуре. В 2018 году их было 19%, тогда как в 2010-м — лишь 7%.
Россияне стали больше пользоваться платными образовательными услугами. Родители не скупятся на репетиторов и оплату образования детям. В 2017 году на эти цели потрачено свыше 613 миллиардов рублей — почти в два раза больше, чем в 2010-м.
Хоть и незначительно, но растет доля неудовлетворительных оценок на государственной итоговой аттестации учащихся по программам основного общего образования. В 2018 году их получил 1,2% учащихся, в 2017 — 1,1%.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СБОРНИКА «ИНДИКАТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ: 2020»
Редакционная коллегия: М.А. Боровская, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева, Я.И. Кузьминов
Авторы: Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева, В.И. Кузнецова, О.К. Озерова, Е.В. Саутина, Н.Б. Шугаль
В подготовке материалов принимали участие специалисты Росстата: З. Ж. Зайнуллина, Н. В. Коновка, Е.Н. Львова, М. А. Рязанова
Подробная библиографическая справка
Индикаторы образования: 2020 : статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : НИУ ВШЭ, 2020. — 496 с. — 250 экз. — ISBN 978-5-7598-2156-4 (в обл.).
Сборник содержит данные, отражающие уровень и динамику основных индикаторов образования в Российской Федерации, и сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные разделы посвящены связи образования с рынком труда, финансированию образования, составу обучающихся, персоналу, условиям обучения, образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья; представлены международные сопоставления.
В публикации использованы данные Федеральной службы государственной статистики, Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Федерального казначейства, Организации экономического сотрудничества и развития, а также собственные методологические и аналитические разработки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.