• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Исследования и разработки в секторе высшего образования

Исследования и разработки в секторе высшего образования

Специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Светлана Мартынова и Татьяна Ратай оценили ресурсную обеспеченность вузовской науки в динамике с 2015 года на основе последних имеющихся данных Росстата. Их исследование вышло в серии информационных бюллетеней по результатам Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ.

О секторе высшего образования

Кроме образовательных вузов, в сектор высшего образования входят научно-исследовательские институты; конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации, подведомственные образовательным организациям высшего образования и Минобрнауки России; опытные (экспериментальные) предприятия; клиники, госпитали и другие медицинские учреждения при вузах.

Исследования и разработки (ИР) в 2018 г. выполняли 588 организаций сектора высшего образования, или 79,4% их общего числа. В 2015 г. — 75,1%. Повышение доли вузов, ведущих научную деятельность, связано с сокращением общего числа вузов за 2015–2018 гг. на 17,3% в результате трансформации системы высшего образования. Число вузов, занятых научной деятельностью, уменьшилось на 12,6%.

Финансовые ресурсы

Вклад сектора высшего образования в выполнение исследований и разработок оценивается по его доле в общем объеме внутренних затрат на ИР. По данным 2018 г., он равнялся 9,7% (99,5 млрд рублей). Для сравнения: предпринимательский сектор обеспечивал больше половины (55,6%), а государственный — более трети (34,4%) всех затрат.

В России доля вузовского сектора науки в объеме внутренних затрат на нее заметно ниже, чем в зарубежных странах (в среднем по странам — членам ОЭСР в 2018 г. составила 17%, а по государствам ЕС-28 — 21,9%). В большинстве стран сектор высшего образования занимает второе место по величине затрат на ИР (после предпринимательского), что свидетельствует о значительной роли университетов в глобальном научно-технологическом пространстве.

Государство — главный инвестор науки, в том числе вузовской: в структуре затрат на исследования и разработки средства бюджета составляют 60,6%, из них федерального — 51%. На долю средств предпринимательского сектора приходится 29,1%; самих организаций сектора высшего образования (включая собственные средства) — 8,5%; зарубежных инвесторов — 1,2%.

70,5% затрат вузовской науки, как и в других секторах, связана с реализацией научно-технологических приоритетов. Существенный вклад сектора высшего образования отмечается по таким приоритетным направлениям, как «Индустрия наносистем» (36,7% общих расходов на данное направление), «Науки о жизни» (22,7%) и «Рациональное природопользование» (19,4%).

Кадровый потенциал

В секторе высшего образования сосредоточена почти десятая часть кадров российской науки: 64,1 тыс. чел., или 9,4% персонала, занятого исследованиями и разработками; в том числе 12,8% исследователей (44,5 тыс. чел.). За 2015–2018 гг. численность персонала в этом секторе увеличилась на 203 человека (0,3%). Для сравнения: в государственном — на 4,9 тыс. чел. (1,9%), а в предпринимательском, напротив, сократилась на 61,7 тыс. чел. (15,1%).

Большинство работников имеют высшее образование (90,5%), почти две трети (61%) исследователей — ученую степень: 45,9% — кандидата наук и 15% — доктора наук. В 2015 г. эти показатели были несколько ниже — 59,1, 45,4 и 13,7% соответственно.

Молодые ученые в возрасте до 39 лет составляют большинство исследователей сектора высшего образования — 40,2% в 2018 г. За последние четыре года их численность снизилась на 9,3% при одновременном увеличении (на 9,4%) возрастной группы 40–49 лет (19% исследователей). Почти четверть (24,9%) исследователей — лица старше 60 лет.

Высокая доля совместителей — отличительная особенность вузовской науки, что отчасти объясняется активной научной деятельностью профессорско-преподавательского состава. В 2018 г. на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера были заняты 72,6 тыс. человек (62,8% общей численности совместителей).

Техническая оснащенность

Стоимость основных фондов ИР в секторе высшего образования в 2018 г. составила 233,6 млрд руб. (снизилась по сравнению с 2015 г. на 2,6% в постоянных ценах), из них 95,8 млрд руб. —стоимость машин и оборудования.

Доля современного оборудования (в возрасте до пяти лет) в 2018 г. составляла в целом по стране 40,4% технических средств ИР, в секторе высшего образования — 37,5%. Темпы обновления машин и оборудования снизились относительно уровня 2015 г.: на новое оборудование приходилось 47,4 и 51,1% соответственно. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 была поставлена стратегическая задача обновления к 2024 г. не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих ИР.

Фондовооруженность труда (стоимость основных фондов ИР в расчете на одного работника, выполняющего их) в 2018 г. в секторе высшего образования составила 3646,1 тыс. руб. в текущих ценах. Показатель свидетельствует об уровне оснащенности персонала, занятого ИР, основными фондами, в вузовской науке он выше, чем в других ее секторах, но по сравнению с 2015 г. снизился на 2,9% в постоянных ценах.

Техновооруженность исследователей в секторе высшего образования в 2018 г. оценивалась в 2153,1 тыс. руб. в текущих ценах. За четыре года ее уровень снизился на 3,3% в постоянных ценах, в отличие от государственного и предпринимательского секторов науки, что связано, прежде всего, с уменьшением численности исследователей (на 3,2%) и стоимости машин и оборудования (на 6,4% в постоянных ценах).

Печатная версия материала