• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Измерения рыночного потенциала инжиниринга и промдизайна

Измерения рыночного потенциала инжиниринга и промдизайна

В экономике знаний промышленный дизайн и инжиниринг представляют собой не только важные этапы создания добавленной стоимости продукта, но и самостоятельные рынки интеллектуальных услуг. В России их объемы пока незначительны, а, например, в Великобритании вклад инжиниринговых организаций в общий оборот товаров, услуг по экономике в целом превышает 20%. Тенденции в развитии инжиниринга и промдизайна и задачи их статистического измерения прокомментировал замдиректора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Гершман.

25 сентября 2020 г. Михаил Гершман выступил с презентацией на круглом столе «Развитие сферы промышленного дизайна и инжиниринга в России: актуальные тренды, нормативные основания, меры поддержки». Дискуссия состоялась в рамках деловой программы Форума «Основные направления инновационного развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна в России» и была приурочена ко второму этапу реализации плана мероприятий («дорожная карта 2.0») в области инжиниринга и промышленного дизайна на 2020–2025 гг., утвержденного 11 июня 2020 года распоряжением Правительства РФ № 1546-р. Организаторы Форума: Правительство Самарской области, Некоммерческое партнерство «Международный Центр инжиниринга и инноваций», Российское технологическое агентство, Агентство по технологическому развитию и Ассоциация «Технет».

Сектор инжиниринга и промышленного дизайна непросто измерять. Это связано, в том числе, со спецификой данных работ и услуг, которые могут выполняться разными типами организаций (инжиниринговыми, проектно-конструкторскими, промышленными и др.) как в качестве основной деятельности, так и дополнительной. Например, на многих промышленных предприятиях есть собственные проектно-конструкторские подразделения.

Четко понимать структуру и динамику развития сектора инжиниринга и промышленного дизайна необходимо, чтобы проводить эффективную государственную политику, видеть, как данный сектор реагирует на реализуемые меры поддержки; контролировать, насколько достигаются поставленные цели. Минпромторг России на этапе разработки первой дорожной карты в области инжиниринга и промышленного дизайна (утв. Правительством РФ в 2013 г.) включил в нее мероприятие по созданию системы статистики для измерения данного сектора.

Таймлайн становления мониторинга инжиниринга и промдизайна

  • ИЮЛЬ 2013

    План мероприятий («дорожная карта») в области инжиниринга и промышленного дизайна (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 1300-р) включал мероприятие 14 «Создание системы мониторинга, в том числе организация федерального статистического наблюдения в сфере развития рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна».

  • АПРЕЛЬ 2014

    Подпрограмма «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328) включала мероприятие 6.2 «Разработка системы мониторинга индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, включая совершенствование государственного статистического учета».

  • СЕНТЯБРЬ 2014

    План мероприятий по разработке и созданию системы мониторинга рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна, включая организацию федерального статистического наблюдения (приказ Минпромторга России и Росстата от 18 сентября 2014 г. № 1838/570).

  • 2014—2015 гг.

    ИСИЭЗ НИУ ВШЭ вместе с Минпромторгом России и Росстатом разработали систему статистического мониторинга рынка инжиниринга и промышленного дизайна. Эксперты ИСИЭЗ создали детальную методологию мониторинга с учетом актуальных международных и российских стандартов. Были разработаны и утверждены собирательные группировки сектора инжиниринга и промдизайна на основе классификаторов ОКВЭД и ОКПД, проведена серия пилотных обследований, позволивших более четко очертить рынок инжиниринга и промдизайна.

    Май 2015

    Статистическое обследование организаций сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна.

    Октябрь 2015

    Обследование деловой активности в секторе инжиниринговых услуг и промышленного дизайна.

    Май 2016

    Статистическое обследование малых предприятий сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна.

  • ИЮНЬ 2020

    Второй этап реализации плана мероприятий («дорожной карты 2.0») в области инжиниринга и промышленного дизайна на 2020–2025 гг., утвержденного 11 июня 2020 года распоряжением Правительства РФ № 1546-р.

Три тренда в развитии инжиниринга и промдизайна в России

С 2013 года (когда началась реализация первой дорожной карты в области инжиниринга и промдизайна) наблюдается рост объемов выручки инжиниринговых организаций (примерно в 2,5 раза в текущих ценах). При этом основной объем выручки в секторе инжиниринга и промдизайна генерируют организации, чей основной вид деятельности связан с осуществлением функций застройщиков, генподрядчиков, а также с разработкой проектов промышленных процессов и производств.

Несмотря на общий рост выручки в секторе инжиниринга в 2013–2019 гг., обусловленный преимущественно крупными строительными проектами и госзаказом, после кризиса 2014 г. сокращается экспорт технических, инженерных и архитектурных услуг (с 3,5 до 3 млрд долл. США в 2014–2019 гг.) на фоне роста их импорта (с 3,6 до 5,9 млрд долл. США за тот же период). В 2018 г. ключевыми партнерами России по экспорту инжиниринговых услуг были Бангладеш, Беларусь, Китай и Индия, что связано с реализацией масштабных проектов строительства российских атомных электростанций в этих странах. Импорт же указанных услуг в Россию осуществлялся преимущественно из Китая и Германии.

После 2016 г. наблюдался рост затрат на инжиниринг при осуществлении технологических инноваций в организациях промышленного производства; в то же время расходы на дизайн, наоборот, планомерно снижались. Постепенное сокращение общих затрат на дизайн может быть сигналом снижения стимулов российских промышленных предприятий для инвестиций во внешний вид продукции. Это, в свою очередь, следствие слабой конкурентной среды и замкнутости большинства российских промышленных предприятий на внутренний рынок. Анализ динамики расходов в отдельных сегментах промышленности позволит уточнить картину.

Новации «дорожной карты 2.0» и задачи мониторинга на будущее

По сравнению с прошлым документом, новая «дорожная карта 2.0» носит более комплексный характер, также появился заметный акцент не только на развитии инжиниринга, но и промышленного дизайна. Помимо совершенствования статистики и других инструментов госуправления, в дорожной карте содержится целый ряд новых мер поддержки инжиниринга и промдизайна.

В этой части предусмотрены меры по поддержке популяризации промышленного дизайна, создания и развития соответствующих центров компетенций, учреждение премии Минпромторга России в области промышленного дизайна и др. Данный фокус очень важен и в контексте политики развития креативных индустрий в России, к которым относится и дизайн. Для более точного наблюдения за рынком инжиниринга и промдизайна необходимо проведение полного инвентаризационного обследования профильных организаций, формирование и ведение на регулярной основе их актуального реестра.

Существенно помогло бы создание единой информационной системы для систематизации, верификации и обновления данных о секторе из всех доступных источников. Также целесообразно выделить промышленный дизайн отдельным кодом в ОКВЭД 2, что позволило бы со временем формировать полноценную статистическую информацию об этом перспективном рыночном сегменте. Часть работ запланирована в действующей дорожной карте уже на текущий год.