• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Тренды в развитии человеческого потенциала в оптике больших данных

На октябрьском XXXII семинаре-конференции Проекта 5-100 директор Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Соколов представил первые результаты анализа глобальных трендов в развитии человеческого потенциала и новых рынков, возникающих в этой сфере. Определить их помогла система интеллектуального анализа больших данных iFORA на массиве из 5 млн англоязычных отраслевых источников за период 2011–2020 гг.

Тренды в развитии человеческого потенциала в оптике больших данных

Иллюстрация из презентации Александра Соколова показывает выявленные на основе анализа больших данных ключевые направления развития человеческого потенциала и связанные с этим новые рынки.

Например, по направлению «Улучшение здоровья» активно развиваются технологии, которые помогают людям поддерживать здоровый образ жизни и правильное питание. Семантический анализ фиксирует заметный рост рынков биохакинга (25 млрд долл. к 2023 г., ежегодный прирост 19%), и биологически активных добавок (216 млрд долл. к 2026 г.).

С увеличением продолжительности жизни значительно повышается социальная, культурная и физическая активность людей старшего возраста. Объем мирового рынка антивозрастных товаров исследователи оценивают в 216,52 млрд долл. в 2021 г. (140,3 млрд долл. в 2015 г.).

С другой стороны, растет и доля пожилых людей с различными нейродегенеративными расстройствами. Болезнь Альцгеймера вместе с другими формами деменции вошла в пятерку причин смертности во всем мире и в топ-3 в странах с высоким уровнем дохода. Суммарные затраты на борьбу с ней в 2030 г. составят 2 трлн долл. (818 млн долл. в 2015 г.), из них 40% приходится на неоплачиваемый уход за пациентами их близкими, 40% на социальную помощь и 20% на здравоохранение.

Александр Соколов прокомментировал ключевые драйверы и барьеры, задающие скорость распространения глобальных технологических трендов, и обрисовал задачи, возникающие для вузов в связи с появлением новых подходов к обучению и профессиональной подготовке и, в частности, вытеснением самого понятия «профессия» динамичными «портфелями компетенций».