• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2020 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сфере услуг России в третьем квартале 2020 года.

Во II квартале 2020 г. радикальные карантинные меры, связанные с коронавирусной атакой, массовые локдауны организаций сферы услуг привели к стремительному ухудшению предпринимательских настроений и глубокому спаду деловой активности в этом секторе экономики. Шок предпринимательской уверенности был неожиданным и мощным, но вместе с тем кратковременным: уже в III квартале текущего года наблюдался разворот негативной тенденции, а ключевые показатели деятельности сервисных организаций восстановили большую часть потерь предыдущего квартала.

Основной композитный индикатор обследования — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг — отыграл в III квартале текущего года большую часть «коронакризисных» потерь. Его значение выросло на 31 п. п. после одномоментного обрушения на 38 п. п. в предыдущем квартале. Вместе с тем, даже после такого отскока, сложившееся значение ИПУ (-9%) осталось ниже не только предпандемического уровня индикатора, но и его параметров в периоды рецессии 20152016 гг. Отрицательные значения сохранили все компоненты ИПУ, включая его прогнозную составляющую.

Бенефициарами новой пандемической реальности стали российские санаторно-курортные организации и гостиницы, которые возобновили свою деятельность в условиях закрытых трансграничных перемещений людей и воспользовались отложенным спросом населения на отдых в период отпусков. Впечатляющую динамику, хотя и с учетом крайне низкой базы сравнения, показали туристические услуги. В аутсайдерах остались организации, оказывающие культурно-развлекательные, риэлтерские и рекламные услуги, а также занятые ремонтом предметов личного потребления.

Предприниматели были весьма пессимистичны при оценке краткосрочных перспектив развития своих организаций, что не удивительно при такой высокой степени пандемической и экономической неопределенности. Обобщенные прогнозы относительно динамики основных показателей деятельности организаций в IV квартале были лишь немногим лучше соответствующих прогнозов, сформированных по итогам предыдущего опроса, проведенного в эпицентре коронавирусной атаки.

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.

Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
 

Авторы: Тамара Липкинд, Георгий Остапкович, Людмила Китрар