«Креативные индустрии — драйвер инновационного развития»
По результатам исследования Высшей школы экономики, доля креативного сектора в экономике российской столицы достигает 6,3%. Такие данные привел первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг на круглом столе «Актуальные проблемы развития креативных индустрий в городе Москве». Участники дискуссии, которую организовали 29 октября в Центре современного искусства «Винзавод» депутаты Московской городской Думы (МГД), обсудили тренды и приоритеты развития креативных индустрий и возможные меры их поддержки на федеральном и региональном уровне.
Подробный обзор выступлений опубликован на сайте МГД. Приводим фрагменты из нескольких докладов.
Cтепан Орлов
заместитель председателя МГД, председатель рабочей группы МГД по развитию креативных индустрий:
«Драйвер развития экономики смещается из сырьевых отраслей в отрасли творческие и креативные. По этому пути идут Лондон, Нью-Йорк, Токио, Гонконг, Берлин, Барселона и, конечно, Москва. Креативные индустрии — это динамично развивающийся сектор городской экономики, где работают все больше и больше москвичей. Эта сфера буквально рождается на наших глазах. К творческим индустриям относится не только культура, но и промышленный дизайн и индустрия моды; музыкальная индустрия и индустрия кино; телевидение и производство компьютерных игр; галерейный бизнес; издательский бизнес и книготорговля; рекламное производство и средства массовой информации. Вспомним классика: „Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать“. И как только поэт задумывается об этом, возникает целая цепочка экономических процессов и новые рабочие места.
Нужно, чтобы креативные индустрии нашли свое отражение в законодательстве, в системе государственной статистики и мониторинга. Мы должны поддерживать как индустрию в целом, так и отдельные сектора креативной экономики»
Кирилл Ильичев
заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы:
«Сегодня порядка 110 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей работают в рамках креативных индустрий в Москве. В целом около 470 тыс. человек работают в креативном секторе. В эту цифру не входят люди, которые работают в креативных индустриях совсем по другой специальности, например, в органах власти. В начале июня в столице был создан первый креативный технопарк на базе Центра дизайна Artplay. В нем расположено более 400 компаний, работающих в сфере архитектуры, дизайна, рекламы, изобразительного искусства и других областях. На какую помощь может рассчитывать бизнес? Речь идет о субсидиях на интернет-продвижение продукта, компенсации экспортных затрат, затрат на участие в выставках, на приобретение оборудования, а также на обучение сотрудников. Кроме того, предусмотрена специальная компенсация затрат компаниям, работающим по договорам франшизы.
В этом году также создано Агентство креативных индустрий. Одной из ключевых задач агентства стало формирование позитивного имиджа Москвы как международного центра креативных индустрий, которые имеют серьезный потенциал для роста и увеличения своего вклада в развитие экономики города».
Леонид Гохберг
первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
«Связанный с творчеством бизнес вносит заметный вклад (3%) в мировой ВВП. Объем глобального рынка творческой продукции составляет, по последним доступным данным за 2018 год, 509 млрд долларов.
Кроме экономических эффектов, креативные индустрии производят важнейшие культурные и социальные ценности. Здесь рождаются смыслы, материальные активы и тренды, которые в целом влияют на развитие общества. В международной практике и в нашей стране пока не сложилась стандартизированная классификация креативных индустрий и методология измерения их деятельности, и это является серьезным вызовом для формирования доказательной политики в этой сфере».
Что есть понятие "креативные индустрии"? Мы предложили такое определение: креативные индустрии — это совокупность всех секторов экономики, в которых добавленная стоимость в значимой степени формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. По нашей оценке, сегодня в Москве в сфере креативной индустрии работают почти 60 тыс. организаций и 54,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. Это обеспечивает занятость примерно 463 тыс. человек. Выручка отрасли в 2018 году превысила 3 трлн рублей, это гигантская сумма.
Доля сектора в экономике города достигает 6,3%, почти три четверти добавленной стоимости креативного сектора столицы обеспечивают реклама, IT и телерадиовещание. Более половины всей добавленной стоимости креативных индустрий в России создается в Москве. По вкладу этого сектора в экономику города Москва сравнима с другими мегаполисами, несмотря на ее заметный по мировым меркам промышленный потенциал. Необходимо сформировать правильно выстроенную стратегию, чтобы указать приоритеты для государственной поддержки креативных индустрий. А также сформировать и гармонизировать федеральные и региональные меры поддержки креативных индустрий в формате единого "навигатора"».
Инна Святенко
член Совета Федерации и представитель МГД в Совете Федерации ФС РФ, член комиссии МГД по предпринимательству, инновационному развитию и информационным технологиям:
«На федеральном уровне законодательно не сформулировано понятие „креативная индустрия“, и, на мой взгляд, это сделать необходимо. Для этого нужно внести соответствующие поправки в базовый закон „О промышленной политике в Российской Федерации“ и законопроект о культуре и культурной деятельности. Также производителям креативных индустрий необходимы системные меры поддержки. Особенно в постковидный период. В качестве таких мер могут быть льготная аренда, доступные кредиты, субсидирование процентной ставки по кредитам.
2021 год объявлен Годом креативной экономики. Полагаю, что это обстоятельство даст мощный импульс дальнейшему развитию креативной сферы, будет способствовать созданию новых возможностей для работы молодых и талантливых людей в регионах. Также в рамках реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года предусматривается принятие в текущем году концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях. У Москвы есть потенциал для развития креативных индустрий, и в целях комплексного развития креативной экономики необходима выработка региональной стратегии развития данной сферы».
По итогам круглого стола будут сформированы предложения и рекомендации, которые будут направлены в адрес столичных и федеральных органов исполнительной власти.
См. также:
Системная поддержка креативных индустрий – важная часть стратегии развития Москвы (обзор на сайте МГД, 29.10.2020)
Пост в соцсетях Степана Орлова по теме круглого стола
Вышка измерила креативный капитал столицы (обзор круглого стола «Креативные индустрии: содержание, измерение и меры поддержки» 11 сентября 2020 г. в рамках Российской креативной недели)
НИУ ВШЭ представил первый Рейтинг инновационной привлекательности мировых городов (один из ключевых выводов исследования состоит в том, что креативность становится новым знаком отличия топ-городов)
Комитет РСПП выступил за адаптацию налоговой и инвестиционной политики для развития креативных индустрий («Российская газета», 30.10.2020)