Как россияне обживают новый цифровой мир
Еще лет десять назад цифровые технологии радовали редких новаторов, а сейчас для многих стали важным элементом повседневной реальности и сильнейшим фактором ее преобразований. Как в эпоху технологических трансформаций меняются человек и общество, рассмотрели участники круглого стола, прошедшего 13 апреля в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной Вышкой и Сбером.
Предысторию создания по линии нацпроекта «Наука» центров мирового уровня по приоритетным направлениям научно-технологического развития напомнил модератор дискуссии, первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг. В прошлом году координируемый ВШЭ консорциум с участием близких партнеров РАНХиГС, МГИМО и Института этнологии и антропологии РАН стал победителем конкурса по тематике исследований человека, общества и природы с заявкой на создание Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала. В настоящее время уже созданный центр, как отметил первый проректор, стал «не только единственным, но и самым крупным исследовательским проектом в области социогуманитарных наук в России».
Одно из семи крупных направлений научной и образовательной деятельности Центра посвящено всестороннему изучению эффектов технологической трансформации на жизнь человека, его ценности, компетенции, рынок труда, различные социальные практики. Ведущие исследователи ИСИЭЗ, координирующие в рамках НЦМУ проекты по этому направлению, представили первые результаты, а также обозначили планы некоторых работ до 2025 года.
В этот обзор включены тезисы из выступлений директора Центра исследований цифровой экономики Константина Вишневского, старшего научного сотрудника Форсайт-центра Юлии Мильшиной, зам. директора Центра статистики и мониторинга науки и инноваций Екатерины Стрельцовой, зам. заведующего Лабораторией экономики инноваций Виталия Рудя и заведующей отделом исследований человеческого капитала Натальи Шматко.
Цифровой потенциал
В среднем каждый житель Земли проводит онлайн около 6,5 часов в день, или 40% времени бодрствования. При этом одни социальные группы в силу возраста, набора компетенций или других факторов более успешны в цифровой среде, в то время как другие находятся под угрозой изоляции.
В России четверть взрослого населения не имеют навыков работы с цифровыми технологиями и не пользуются интернетом. Около 40% наших сограждан имеют лишь базовые цифровые навыки, которых недостаточно для погружения в полный контекст. Цифровой разрыв становится новым фактором социального неравенства и дискриминации.
В обществе сформировался запрос на экспертный мониторинг «цифрового отчуждения». Отдельного глубокого изучения требует вопрос определения новой приватности и конфликта с технологиями. Границы реального и цифрового миров размываются, восприятие частного (персонального) и общественного сильно меняется в цифровой среде, например, данные о телефонных контактах человека уже не всегда приватны.
Инновационный потенциал
Новые технологии меняют форматы производства и распространения знаний и появления на его основе новых продуктов. Традиция исследовать инновации под углом измерения «шумпетерианской ренты» производителя (дельты организаций от создания нового) в последние годы дополняется все более активным изучением пользовательских инноваций (некие полезные решения создают под свои нужды и сами пользователи, например, спортивное или даже научное оборудование). Как показывают данные мониторинга ИСИЭЗ, в 2018 г. в России в практики создания пользовательских инноваций были вовлечены 3,8% взрослого населения.
Эмпирические исследования новых аспектов внутренней/внешней открытости организаций в выстраивании потоков знаний, а также готовности работников и пользователей включаться в эти потоки станет большим блоком работ НЦМУ в рамках единого подхода к изучению инновационной культуры на организационном и общественном уровнях. Как подчеркнул Леонид Гохберг, наблюдается крайне мало исследований, затрагивающих переход от анализа инновационного потенциала организаций к изучению инновационного потенциала работников организаций.
Человекоцентричность технологий, их связь с ростом качества жизни каждого человека — важное направление не только в зарубежных исследованиях, но и в некоторых ведущих практиках управления. Так, например, рост роли потребителя / покупателя в экосистеме инноваций заложен в числе важных принципов японской стратегии развития человеческого капитала «Общество 5.0» (Super Smart Society), о которой подробнее рассказала Кунико Урашима из NISTEP на второй сессии симпозиума «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика».
Исследовательский потенциал
Ускорение инновационного развития тесно связано с увеличением численности высококвалифицированного персонала, занятого в сфере исследований и разработок. В ведущих странах его рост наблюдается постоянно, в то время как в России в 2000–2018 гг. их численность ежегодно сокращалась в среднем на 1,5%.
В мире также растет спрос на научные кадры в новых индустриях, например в сфере услуг, и на исследовательские навыки в секторах, не относящихся к области науки (в бизнесе, органах власти и др.). Обостряется международная конкуренция за перспективных молодых и ведущих ученых, многие страны увеличивают расходы на подготовку кадров, усиливают институт аспирантуры, пытаются ликвидировать «квалификационный разрыв» путем привлечения талантливых специалистов из-за рубежа.
Такая ситуация рискованна для России, так как отток квалифицированных кадров и высоко цитируемых ученых из страны выше, чем приток специалистов. Существует острая необходимость повышения в России привлекательности научной карьеры: важно изучать и адаптировать лучший отечественный и зарубежный опыт, чтобы предложить талантливым ученым достойные карьерные возможности.