Что говорят открытые данные об инновационной активности малого бизнеса?
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках подготовки рекомендаций по организации мониторинга инновационной деятельности малых предприятий впервые оценил инновационную активность малого бизнеса на основе данных, собранных из открытых источников, а также сравнил полученные результаты с итогами федерального статистического наблюдения.
Главные выводы:
Результаты анализа свыше 300 открытых источников позволили выявить более 36 тыс. малых предприятий, отвечающих международно принятым признакам инновационной активности: выполнение исследований и разработок (включая прикладные и поисковые научные исследования, экспериментальные разработки); наличие нематериальных активов, принятых к бухгалтерскому учету; производство инновационной / высокотехнологичной продукции; наличие затрат на инновационную деятельность / целевой поддержки инновационной деятельности; государственная регистрация в отчетном году (вновь созданные предприятия).
Уровень инновационной активности малого предпринимательства, рассчитанный на основе альтернативных источников, превосходит соответствующие данные федерального статистического наблюдения. Так, значение полученного показателя за 2021 г. составило 19,5% против статистических 10,8% по крупным и средним организациям в 2020 г. и 5,8% по малым предприятиям промышленного производства в 2019 г. (рис. 1).
В зависимости от интенсивности инновационных процессов все виды экономической деятельности разделены на три группы.
Инновационные лидеры, демонстрирующие максимальную вовлеченность в инновационные процессы (уровень инновационной активности 50% и выше). В группе четыре отрасли, три из которых были включены в перечень наиболее пострадавших в пандемийный период. Их успех обеспечен максимальной финансовой поддержкой бизнеса, являющейся, по оценкам предприятий, основным фактором стимулирования инноваций. Открытые источники указывают на целевую поддержку со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти, Корпорации МСП и ее дочерних обществ, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В состав группы вошли гостиничный и ресторанный бизнес (77,1%), культура и спорт (72%), деятельность по предоставлению прочих видов услуг, таких как ремонт и обслуживание вычислительной техники, предметов домашнего обихода и личных вещей (64,3%). В сельском хозяйстве (50,6%) высокое значение показателя связано с государственной поддержкой фермеров и сельской кооперации, а также расширением ассортимента и усилением внимания к выпуску инновационной продукции.
Отрасли высокого потенциала (уровень инновационной активности предприятий до 38%). Некоторые из них уступают по масштабам финансовой поддержки, но при этом выделяются по другим признакам инновационной активности. В данную категорию входят семь секторов экономики:
— сектора социально значимых услуг — образование, включая дополнительное и дошкольное (38,2%), здравоохранение (33,9%), транспортировка и хранение (33,5%), компании которых получили дополнительные меры поддержки со стороны государства, в том числе с использованием системы закупок для государственных и муниципальных нужд;
— сектора знаниеемких (наукоемких) услуг — деятельность в области информации и связи (26,3%), профессиональная, научная и техническая деятельность (24,4%), где малые предприятия выполняют исследования и разработки, инвестируют в нематериальные активы, такие как программное обеспечение, лицензии, патенты для обеспечения собственной деятельности. Среди них предприятия — «сколковцы», победители конкурсов по программам Фонда содействия инновациям, хозяйственные общества, осуществляющие внедрение результатов интеллектуальной деятельности;
— обрабатывающие и добывающие сектора (19,4 и 18,7% соответственно), оказавшиеся наиболее результативными в части производства инновационной продукции и внедрения инновационных технологий.
Отрасли низкого потенциала (уровень инновационной активности 13% и ниже). Данную группу представляют десять отраслей экономики, в частности сектора с характерной низкой поддержкой инновационных процессов: лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство (12,5%), административная деятельность (8,1%), водоснабжение; водоотведение, сбор и утилизация отходов (7,2%); а также те отрасли, где наблюдается высокая доля вновь созданных предприятий, только начинающих деловую активность: оптовая и розничная торговля (10,3%), финансовая и страховая деятельность (9,1%), строительная индустрия и операции с недвижимым имуществом (по 7%).
Региональная дифференциация по уровню инновационной активности малых предприятий оказалась не столь существенной по сравнению с отраслевой: в большинстве субъектов РФ величина показателя примерно соответствует среднероссийскому значению.
Наиболее высокая интенсивность процессов создания, внедрения и практического использования инноваций характерна для Южного, Центрального и Приволжского федеральных округов, где свыше пятой части предприятий осуществляли инновационную деятельность (рис. 2). Лидерство Южного федерального округа преимущественно обусловлено целевой поддержкой инновационных процессов в Республике Крым и г. Севастополь из средств региональных и местных бюджетов, в том числе в части обучения персонала, организации выставочно-ярмарочных мероприятий, популяризации предпринимательства и организации собственного дела. В регионах Центрального и Приволжского федеральных округов высокие значения показателя связаны с комплексом факторов, среди которых наличие крупных научно-образовательных центров и высокотехнологичных производственных кластеров, государственная поддержка развития инноваций и др.
Минимальный уровень инновационной активности зафиксирован в Северо-Кавказском федеральном округе (13,7%), представители которого замыкают ранжированный ряд регионов.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным из открытых источников информации (данные административных ресурсов, информационно-аналитические системы и базы данных, содержащие официальные сведения о субъектах малого предпринимательства, данные об оказанной поддержке, показатели общеэкономической деятельности, бухгалтерского и финансового учета) с учетом сведений, содержащихся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России по состоянию на 10.01.2022; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Ирина Кузнецова, Светлана Фридлянова и Кирилл Дитковский
См. также:
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»: «Как за 25 лет изменилось мнение россиян о науке и технологиях?»