• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Роль университетов в выборе технологическими компаниями своего местоположения

Роль университетов в выборе технологическими компаниями своего местоположения

Canva.com

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал роль университетов в привлечении талантливых предпринимателей в города, сопоставив данные о месте регистрации компаний, вошедших в рейтинг «ТехУспех», месте рождения и обучения основателей этих организаций.

Справочно: В рейтинг «ТехУспех» вошли 110 быстрорастущих инновационных компаний, в том числе 33 крупных (с выручкой свыше 2 млрд руб.), 17 средних (с выручкой от 800 млн до 2 млрд руб.) и 60 малых (с выручкой до 800 млн руб.). Они расположены в 37 городах России. Больше всего — в Москве (36), Санкт-Петербурге (15), Перми (8), Казани (5) и Новосибирске (4).

Главные выводы:

Высокотехнологичный бизнес тяготеет к наиболее крупным населенным пунктам: 86% компаний рейтинга располагаются в административных центрах субъектов Российской Федерации, а 71% — в городах-миллионерах. Неравномерна и география регистрации анализируемых организаций: 49 компаний базируются в Центральном федеральном округе, 24 — в Приволжском, 18 — в Северо-Западном, 12 — в Сибирском, четыре — в Уральском, две — в Южном, одна — в Дальневосточном. В регионах Северо-Кавказского федерального округа нет ни одной компании рейтинга.

С учетом наличия в открытых источниках информации о месте рождения и получения первого высшего образования, в выборку исследования вошли 85 акционеров-основателей1 60 компаний. Они зарегистрированы в 23 городах, а их основатели проходили обучение в 53 университетах2.

Основываясь на данных о месте рождения акционеров, получения ими высшего образования и регистрации бизнеса, были выделены пять вариантов (сценариев) выбора местоположения компаний рейтинга «ТехУспех» (рис. 1).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Четверть основателей создали бизнес в городах учебы

В половине случаев место рождения, получения образования и регистрации компании совпадают (сценарий «Домосед»). Четверть предпринимателей основали бизнес в городе расположения университета, в который приехали получать высшее образование (сценарий «Связанный с alma mater»). Напротив, каждый пятый основатель высокотехнологичной компании регистрировал ее вне населенного пункта, где проходил обучение (сценарии «Перекати-поле» и «Утечка умов»). Фактор места рождения сыграл определяющую роль лишь для 7% бизнесменов (сценарий «Возвратившийся»).

Примечательно, что при реализации сценариев «Перекати-поле» и «Утечка умов» 24% основателей компаний регистрировали их в Москве или Санкт-Петербурге. В этих случаях можно предположить, что на решение о месте регистрации организации повлияла притягательность крупнейших городов страны.

Среди действовавших по сценарию «Домосед» предприниматели из Москвы и Санкт-Петербурга составляют 63%. Столь высокая доля столичных бизнесменов в этой группе объясняется тем, что они изначально жили и получали образование в наиболее привлекательных с точки зрения запуска высокотехнологичного бизнеса городах России.

Из семи городов с двумя и более организациями, вошедшими в выборку исследования, выделяются Томск и Екатеринбург (по две компании выборки). В них все компании были зарегистрированы по сценарию «Связанный с alma mater». В Калуге (три компании выборки) 75% основателей высокотехнологичных бизнесов относятся к паттерну «Возвратившийся». В Казани и Перми (по три компании выборки) 60% акционеров — «Домоседы». Для Москвы (22 компании выборки) и Санкт-Петербурга (10 компаний выборки) этот сценарий является ключевым — по этой траектории действовали соответственно 58 и 62% основателей. В то же время вузы двух столиц выполнили роль магнитов для трети основателей зарегистрированных в этих мегаполисах организаций, что не характерно ни для Казани, ни для Перми.

Выдающихся предпринимателей готовили сильные вузы

По результатам приемной кампании 2020 г. из 53 университетов, в которых обучались создатели анализируемых высокотехнологичных бизнесов, шесть вошли в топ-10 вузов (без учета филиалов) по показателю «качество приема»3. В этих университетах обучались 17 (20%) основателей компаний рейтинга «ТехУспех». В рейтинг THE 2022 (Times Higher Education World University Rankings) вошли 32 (60%) анализируемых вуза. Они обеспечили подготовку 60 (71%) будущих основателей компаний рейтинга «ТехУспех»4.

Больше всего основателей компаний рейтинга «ТехУспех» получали высшее образование в Московском государственном университете (МГУ) — его окончили девять предпринимателей. Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) выпустил семь будущих акционеров высокотехнологичных бизнесов. По четыре — Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ) Петра Великого и Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н. Э. Баумана. Еще 13 вузов подготовили от двух до трех основателей компаний рейтинга.

Среди четырех вузов-лидеров по числу окончивших их высокотехнологичных предпринимателей особняком стоит СПбПУ Петра Великого — 75% его выпускников действовали по сценарию «Связанный с alma mater». МГТУ им. Н. Э. Баумана выпустил двух «возвратившихся» и двух «домоседов». По траектории «домоседов» действовали 86% выпускников ПНИПУ и 67% основателей компаний с дипломами МГУ.

Комментарий

Куценко Евгений Сергеевич

Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Компании-победители конкурса «ТехУспех» — это не стартапы, а зрелые, состоявшиеся организации. По нашим расчетам, их средний возраст почти вдвое превышает среднее значение по всем действующим сейчас юридическим лицам (17 против 9 лет). Помимо информационных технологий, ключевой сферой их деятельности выступает промышленность: электроника и приборостроение, промышленное оборудование и машиностроение, материалы и химия, др. В силу известной инерции процесса социализации, характерной и для успешных предпринимателей, текущие оценки характеризуют, прежде всего, прошлые заслуги университетов и привлекательность тех или иных городов. Вместе с тем звездные компании со временем сами становятся важным фактором привлечения талантов бизнеса и науки, повышая конкурентоспособность территории своего базирования.

 


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным рейтинга «ТехУспех», Федеральной налоговой службы и «List org».

Материал подготовили Василий Абашкин, Георгий Бобылев, Евгений Куценко, Кирилл Тюрчев


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

См. также:

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»: «Что говорят открытые данные об инновационной активности малого бизнеса?»

Все серии экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ