Цифровые платформы расширяют возможности компаний
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые проанализировал востребованность цифровых платформ в отраслях.
Цифровые платформы стремительно развиваются в России в течение последних нескольких лет, становясь драйверами инновационной активности и кардинальной трансформации в экономике и социальной сфере, ключевым фактором успеха предпринимательской деятельности. Благодаря цифровым платформам развиваются новые сегменты экономической деятельности, выходящие за рамки традиционных видов, такие как FinTech, EdTech, RetailTech, FoodTech, MedTech и др.
В 2021 г. цифровые платформы в целом по России использовали 14,7% организаций. Наиболее широкое распространение они получили в финансовом секторе (33,2%), сфере высшего образования (31,9%), оптовой и розничной торговле (24,6%), ИТ-отрасли (23,2%), сфере информации и связи (21,3%) (рис. 1).
Далее по уровню распространенности цифровых платформ следуют здравоохранение (использовали 16,5% организаций), гостиничный бизнес и сфера общественного питания (15,5%). Цифровые платформы применяла в своей работе каждая восьмая (12,7%) компания, оказывающая услуги по транспортировке, обработке и хранению грузов.
Цифровые платформы задействовали 14,5% предприятий обрабатывающей промышленности, 13,4% организаций, занятых обеспечением энергией, 10,8% — добычей полезных ископаемых. Чуть реже они использовались в сельском хозяйстве (9,8%), профессиональной, научной и технической деятельности (9,3%), госуправлении (9,1%).
Тройку отраслей экономики и социальной сферы с минимальными значениями показателя образуют строительство (8,5%), культура и спорт (7,6%) и операции с недвижимостью (7,5%).
Наиболее активно использовали цифровые платформы компании иностранной собственности — каждая пятая. Среди предприятий российской, совместной российской и иностранной форм собственности доля пользователей цифровых платформ немногим превышает 14%.
Маркетплейсы — наиболее значимые для экономики и востребованные у потребителей цифровые платформы и экосистемы для покупки/продажи товаров и услуг через интернет. По доле компаний предпринимательского сектора, которые используют маркетплейсы, Россия (9%) сопоставима с Польшей и Словенией, несколько опережает Великобританию, Швецию, Нидерланды (по 8%) и незначительно отстает от лидеров — Германии, Ирландии, Испании, Италии (10–11%).
Продажи на маркетплейсах осуществляют как крупный бизнес, так и организации малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели и самозанятые. Наиболее востребованы такие платформы, как Wildberries, «Авито», Ozon, «Алиэкспресс Россия», «СберМаркет» и др. Одно из бесспорных преимуществ маркетплейсов — возможность активно развивать через них онлайн-каналы продаж, в том числе из отдаленных уголков страны. Важен и тот факт, что торговля в этой модели может одновременно осуществляться на нескольких цифровых платформах. Маркетплейсы привлекают низким порогом входа, возможностью получить продвижение товаров/услуг и быстрым доступом к большой потребительской аудитории.
В 2021 г. продажу товаров (работ, услуг) через маркетплейсы осуществляли 6,9% российских организаций (без субъектов малого предпринимательства). Наиболее широко на них представлены компании оптовой и розничной торговли (17,5%), гостиницы и предприятия общественного питания (13,1%), организации финансового сектора (8,8%), обрабатывающей промышленности (8,2%), информации и связи (7,3%) (рис. 2).
Цифровые экосистемы и платформы открывают доступ к технологиям и инновациям для бизнеса, обеспечивают бизнесу значительные конкурентные преимущества, позволяют упрощать взаимодействие с клиентами, партнерами и подрядчиками, максимально переводя его в дистанционную цифровую среду. Их востребованность будет возрастать и в дальнейшем.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта «Исследование рынка цифровых экосистем и платформ», реализованного по заказу Ростелекома.
Материал подготовили Гульнара Абдрахманова, Галина Ковалева, Вероника Орлова
Предыдущие выпуски серии «Цифровая экономика»:
«Цифровые платформы повышают связность регионов»
«Портрет платформенного работника в России»
См. также: