• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Что происходит в компаниях, где в центре процессов — люди с идеями

Что происходит в компаниях, где в центре процессов — люди с идеями

Создание благоприятных условий для творчества на рабочем месте, меры по стимулированию инновационной активности компаний и повышению конкурентоспособности национальной экономики в целом — все это звенья единой сложной цепочки управленческих практик. Возможности их оптимизации в современных условиях обсудили представители научных подразделений Вышки и других организаций на семинаре «Управление человеческими ресурсами в инновационных экосистемах», организованном Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Человекоцентричность и связанные с этим концептом меры становятся доминирующими в управлении человеческими ресурсами, что выражается в практической плоскости. Так, инвестиции в программы нефинансовой мотивации в организациях способны втрое увеличить прибыль компании, следует из результатов исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ совместно с АНО «Корпоративная Академия Росатома» в рамках исследовательской инициативы «Индекс человекоцентричности компаний». Руководитель проектов Блока международных инициатив и партнерств Лидия Лебедева ознакомила с новыми результатами по данному проекту, в частности оценками, характеризующими отношения с заинтересованными сторонами, объем социальных инвестиций, уровень образования сотрудников, HR-бренд и пр., полученными в ходе опроса 120 компаний. Среднее значение Индекса человекоцентричности по данным опроса 2022 г. составило 51 балл из 100, поэтому значительные резервы развития есть даже у ведущих организаций страны.

Если в организации создана благоприятная атмосфера, способствующая свободному высказыванию предложений, сотрудники могут по собственной инициативе делиться инновационными идеями, подчеркнула старший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Алена Нефедова, представляя результаты исследования, которые подробно изложены в статье «Инновационная активность россиян на рабочем месте: индивидуальные характеристики сотрудников-инноваторов и организационный контекст» («Вопросы экономики», 2022. № 9). В российских компаниях лишь 6,3% работников за последние три года предлагали идеи по улучшению бизнес-процессов или качества продукции; при этом среди них 40% являются «институциональными» инноваторами, то есть разработка и предложение усовершенствований предусмотрены их должностными обязанностями; остальные 60% — это «инноваторы-добровольцы». Возраст, пол и образование оказались не столь значимыми для предсказания добровольного инновационного поведения на рабочем месте. Именно индивидуальные характеристики — определенные жизненные практики и ценностные установки человека, побуждающие его к саморазвитию и самообразованию, — более всего влияют на вовлеченность сотрудников в инновационные процессы компании.

То, что основными стимулами к инновациям являются внутреннее стремление к новому опыту, поддерживаемое внешней мотивацией, подтверждают результаты еще одного опроса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, с которыми ознакомили сотрудники Центра статистики и мониторинга науки и инноваций Валерия Власова и Валентина Полякова. Согласно выводам их работы, направленной на изучение вовлеченности населения в инновационную активность, в 2021 г. среди работников организаций было выявлено 5,1% инноваторов. Для развития инновационной культуры, способствующей генерации новых идей и нестандартных решений, руководителям важно использовать определенные практики инновационного менеджмента.

Набор таких практик привела в своей презентации заместитель заведующего Кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Татьяна Строганова. Для формирования инновационной культуры важны позитивное отношение к сотрудникам и комфортные условия для всех участников, открытость обсуждения проблем и доступность информации о происходящем. Но также значимы формализованные правила и баланс между терпимостью к ошибкам и нетерпимостью к некомпетентности, готовностью к экспериментам и строгой дисциплиной, психологической безопасностью и «беспощадной откровенностью». Крайне важна поддержка начальства: она является таким же ключевым фактором успеха, как и комплексные меры стимулирования и внедрение инновационных решений сотрудников.

Семинар организован в рамках деятельности координируемого НИУ ВШЭ Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» на средства гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).