• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Михаил Гершман для Forbes Education о том, как определять и оценивать креативные индустрии

Михаил Гершман для Forbes Education о том, как определять и оценивать креативные индустрии

pikisuperstar / Freepik

Привлекательность работы в креативном секторе очень велика, при этом неопределенность также высока, поскольку семьи не очень хорошо понимают, что из себя представляет креативная индустрия. Директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Гершман в колонке для Forbes Education рассказывает о том, как возникло понятие креативных индустрий и как экономисты оценивают их масштабы.

Креативные индустрии как понятие

Понятие «креативные индустрии» было введено в политический дискурс в Великобритании в середине 1990-х и символизировало новый курс на обновление экономики страны. Это был своего рода «ребрендинг» культурных индустрий, традиционно ассоциируемых с «высоким» искусством, в направлении креативных — как более трендовых, молодежных и современных. Вслед за Великобританией понятие распространилось по всему миру, страны начали разрабатывать стратегии и конкретные механизмы поддержки креативных индустрий.

Новизна этой политики заключалась в попытке объединить множество отдельных секторов в единый объект государственного регулирования. С этим связаны и некоторые сложности. Во-первых, существует проблема так называемой ведомственной разобщенности, когда, например, за сферу культуры и искусства отвечает одно министерство, за разработку видеоигр — другое, а механизмы координации между ними отсутствуют или недостаточны. Во-вторых, есть различия между самими креативными индустриями: для выработки действенных мер поддержки необходимо учитывать их специфику и существующие проблемы.

В странах, нацеленных на развитие креативных индустрий, как правило, это понятие четко определено в нормативной правовой базе и в статистике, приняты соответствующие стратегии и программы, в рамках которых поддерживаются конкретные организации или творческие индивиды. Например, в Европе распространены индивидуальные гранты людям творческих профессий, а также микрогранты или микрозаймы для малых предприятий креативного сектора. Большое число мер направлено на обучение и консультационную поддержку предпринимателей в креативных индустриях, кластерное взаимодействие, создание творческих пространств на месте старых промышленных объектов. Проводятся регулярные международные конкурсы, фестивали, креативные недели.

В 2020 году многие креативные индустрии пострадали из-за последствий пандемии. Ведущие страны предоставили существенный объем поддержки творческим организациям и индивидам, финансируя заработную плату работников, предоставляя отсрочки по уплате налогов и льготные кредиты соответствующим организациям. Для компаний креативных индустрий вызов пандемии одновременно создал и новые возможности, стал стимулом к цифровизации и инновационному развитию. Как подтверждают данные за 2021 год, многим странам удалось преодолеть последствия пандемии в креативном секторе и создать предпосылки для его дальнейшего роста.

На сегодняшний день в мире нет единого понимания того, какие индустрии относятся к креативным. Имеются рекомендации (таких как ЮНЕСКО, ЮНКТАД, ВОИС и др.), а также практики классификации данного сектора в ведущих странах. Состав этих классификаций совпадает примерно на 60-80%. Но так или иначе есть консенсус, что это те виды деятельности, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счет творчества и управления правами на интеллектуальную собственность. Как раз сейчас в рамках реализации Концепции развития творческих (креативных) индустрий в российском экспертном сообществе идет активная дискуссия относительно того, какие отрасли следует считать «креативными».

Как оценить объем креативных индустрий в ВВП

От того, каков официально закрепленный перечень креативных индустрий, напрямую зависят оценки их масштабов и вклада в экономику. В ИСИЭЗ НИУ ВШЭ разработали несколько подходов к оценке креативной экономики. Первый (отраслевой) основан на составлении перечня видов экономической деятельности, которые относятся к креативным (на базе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, ОКВЭД), и дальнейших расчетах ключевых показателей по данным официальной статистики или бухгалтерской отчетности организаций.

Например, по нашим оценкам, вклад креативных индустрий в ВВП России в 2020 году составлял примерно 2,7% (аналогичный показатель в США и Китае — 4,2%, Великобритании — 5,5%, Германии — 3,1%, Австралии — 5,7%). При сравнениях, безусловно, нужно учитывать сопоставимость классификаций креативных индустрий.

Второй подход — оценка занятости в креативной экономике на основе перечней творческих профессий.

Наконец, третий — анализ объемов внешней торговли креативными товарами и услугами. Полученные данные подтверждают, что кризисный 2020 год оказал негативное влияние на креативные индустрии не только в мире, но и в России. Больше всего снизился импорт креативных услуг (на 28% по сравнению с предыдущим годом), пострадал и их экспорт (снижение примерно на 12%), снизилась торговля креативными товарами. Вместе с тем численность занятых в творческих профессиях в России (так называемого «креативного класса»), наоборот, все последние годы демонстрировала рост, увеличившись в 2017–2021 гг. с 2,5 до 3,4 млн человек (с 3,5% до 4,8% от общей численности занятых в стране).

В полной версии статьи научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина рассказывает о возможных образовательных траекториях в сфере креативных индустрий и поясняет, какие сложности возникают у абитуриентов творческих направлений при выборе профессий.