«Визовая» борьба за таланты
В условиях возрастающей глобальной мобильности человеческого капитала ведущие страны избирательно снижают барьеры для иммиграции носителей знаний и высокой квалификации — исследователей и разработчиков, технопредпринимателей и венчурных инвесторов, представителей креативных индустрий и цифровых кочевников. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил наиболее популярные актуальные инструменты привлечения зарубежных талантов.
Спектр «умных» виз
Среди широкого многообразия смарт-виз (Smart Visa), применяемых в разных странах мира, выделяются четыре основные категории — для лиц с выдающимися достижениями, технологических предпринимателей, венчурных инвесторов и высококвалифицированных фрилансеров. В зависимости от конкретной программы набор возможностей, которые такие визы открывают, зачастую предусматривает: право на проживание, работу и инвестиционную деятельность, запуск или релокацию бизнеса (табл. 1).
Таблица 1. Ключевые преимущества смарт-виз
Первыми приглашают ученых
Первопроходцы в привлечении талантов — США — в начале 1990-х гг. запустили визу «О» для иностранных граждан с выдающимися достижениями. Подобную практику затем внедрили в Сингапуре, Великобритании, Китае и др. В поле их национальных интересов, наряду с учеными, постепенно входили иные категории талантов (табл. 2). Так, власти Сингапура ввели программу для выдающихся деятелей искусства (The Foreign Artistic Talent Scheme). В Великобритании с 2020 г. действует Global Talent Visa для лиц, добившихся международного признания в креативных индустриях, научной деятельности и цифровых технологиях. Австралийская Global Talent Visa поддерживает приток талантов в приоритетные сектора национальной экономики (цифровые технологии, кибербезопасность, агротех, финтех, возобновляемые ресурсы и др.).
В борьбу за лучшие умы включаются даже мегаполисы. Например, действующая в китайском Шэньчжэне с 2010 г. программа «Павлин» нацелена на привлечение признанных ученых, изобретателей, топ-менеджеров инновационных компаний, титулованных спортсменов, именитых креативных деятелей и предусматривает систему индивидуальных грантов в размере от 1,6 до 3 млн юаней (примерно от 224 до 420 тыс. долл. США).
Границы категории талантов продолжают расширяться, охватывая теперь не только состоявшихся профессионалов, но и лиц с высоким карьерным потенциалом. В частности, Австралия для привлечения студентов из-за рубежа и восполнения дефицита специалистов предлагает визовые программы для иностранных выпускников национальных вузов (Graduate Work Visa, Post-Study Work Visa), которые позволяют проживать и работать в стране от полутора до четырех лет в зависимости от полученной квалификации, а после четырех лет законного нахождения в стране при условии востребованности профессии — получить постоянное место жительства. Привлечение потенциальных талантов стало частью миграционной политики Великобритании, объявившей в 2022 г. о запуске визы для иностранных выпускников лучших мировых университетов (High Potential Individual Visa). Данная программа позволяет въезжать в страну без действующего предложения от нанимателя, а основанием для участия в ней может быть поиск работы, фриланс или создание собственного бизнеса.
Таблица 2. Визовые и комплексные программы для лиц с выдающимися достижениями и лиц с высоким потенциалом
Приток людей с бизнес-идеями
Зарубежных основателей инновационных стартап-проектов в большинстве стран поддерживают посредством акселерационных программ, которые, наряду с предоставлением права на проживание и ведение бизнеса, включают консультационные услуги, индивидуальное экспертное сопровождение и доступ к обширной сети местных стартапов, партнеров и инвесторов. Так, британская стартап-виза (UK Start-up Visa), введенная в 2019 г., направлена на привлечение иностранных граждан с уникальной бизнес-идеей. Инновационность проекта оценивает институт уполномоченных организаций, включающий представителей авторитетных колледжей и университетов, инвестиционных фондов и профессиональных объединений. Стартап-виза позволяет получить вид на жительство сроком на два года, воспользоваться услугами экспертов на этапах запуска и масштабирования бизнеса, а по ее истечении, при условии активной коммерческой деятельности в области передовых технологий, перейти на визу инноватора (UK Innovator Visa). Обладатели последней, кроме уникальной идеи, должны иметь в своем активе денежные средства в сумме не менее 50 тыс. фунтов стерлингов (примерно 60,5 тыс. долл. США) для финансирования собственного бизнеса в Великобритании, а через три года для получения права постоянного проживания в стране обеспечить соответствие по меньшей мере двум из семи критериев оценки бизнеса, среди которых — вложения в компанию за счет собственных источников не менее установленного объема; наличие патентных заявок; удвоение клиентской базы и превышение ее размера над средним значением у компаний-конкурентов; достижение минимального объема валового дохода, в том числе дохода от экспортных операций; создание не менее десяти рабочих мест для граждан страны и/или пяти рабочих мест с годовой зарплатой не менее 25 тыс. ф. ст. (примерно 30,5 тыс. долл. США). Иной механизм привлечения зарубежных предпринимателей применяется в Канаде (Start-up Visa Program) — для получения статуса постоянного резидента стартапер, обладающий инновационной идеей, должен получить поддержку одного из уполномоченных местных венчурных фондов в сумме не менее 200 тыс. долл. США или бизнес-ангела в размере не менее 75 тыс. долл. США либо стать участником одного из аккредитованных канадских бизнес-инкубаторов.
Дополнительно применяются программы, позволяющие действующим технологическим компаниям воспользоваться упрощенной визовой процедурой для привлечения зарубежных специалистов, способных усилить штат сотрудников. Такая возможность реализована в Сингапуре в рамках программы Tech@SG, запущенной в 2020 г., которая позволяет привлечь до десяти высококвалифицированных работников в течение двух лет. Ее преимуществами могут воспользоваться инновационные компании, получившие инвестиции в объеме не менее 10 млн долл. США за последние три года, и заявители, претендующие на должность с основными техническими или бизнес-функциями и фиксированной месячной заработной платой от 5 тыс. сингапурских долл. (примерно 3.8 тыс. долл. США). Похожая программа введена в Великобритании в 2022 г. (Scale-up Worker Visa). Она позволяет специалистам, имеющим действующее предложение о работе от быстрорастущей британской компании, получить право проживания в стране в течение двух лет при соответствии предлагаемой должности утвержденному списку профессий (руководители высшего звена, ученые, исследователи, менеджеры ИТ-проектов, инженеры, разработчики ПО и др.) и заработной плате от 33 тыс. ф. ст. (примерно 40,6 тыс. долл. США) в год, но не менее текущей ставки для соответствующей квалификации.
Кроме визовой политики, некоторые страны применяют для поддержки иностранных стартапов инструменты софтлендинга (создания условий для комфортной релокации действующего бизнеса или его расширения за рубежом). Например, Великобритания в 2003 г. запустила программу привлечения быстрорастущих зарубежных технологических стартапов (Global Entrepreneur Programme). Участие в ней позволяет основателям таких компаний после регистрации штаб-квартиры в Соединенном Королевстве получать индивидуальную поддержку наставников, обладающих значительным опытом в создании и масштабировании технологического бизнеса, помощь в налаживании экспорта, доступ к сети инвесторов, образовательным семинарам и право на визу инноватора (UK Innovator Visa).
В 2022 г. в ОАЭ запустили софтлендинговую программу, нацеленную на привлечение иностранных стартапов в Дубай и содействие их выходу на международные рынки (Scale2Dubai). Площадкой для релокации зарубежного бизнеса стал инновационный хаб District 2020, объединивший партнеров программы — компании из списка Fortune 500, акселераторы, инкубаторы, исследовательские организации, венчурных инвесторов и технопредпринимателей. Присоединиться к программе могут стартапы на стадии посевных инвестиций или раунда А, деятельность которых соответствует одному из целевых отраслевых или технологических направлений (умные города, цифровое здравоохранение, искусственный интеллект, 5G, большие данные, Интернет вещей, блокчейн и др.). Кандидаты, прошедшие отбор, получают двухлетнюю визу, бесплатное жилье и рабочее пространство, поддержку в регистрации и масштабировании бизнеса, доступ к мероприятиям хаба, глобальной сети партнеров и инвесторов, специальным тарифам на услуги инкубаторов и акселераторов.
Резидентство за венчурный капитал
Традиционные программы привлечения состоятельных граждан из-за рубежа предполагают предоставление права на проживание в стране при соответствующем объеме инвестиций в местную экономику; и реализуют их, как правило, страны с благоприятным климатом, ищущие дополнительные источники роста рынка недвижимости (например, Golden Visa в Дубае, Испании, Португалии). Однако в последнее время и в этой сфере стали появляться умные визы. Например, реализуемая во Франции программа French Tech Visa позволяет опытным бизнес-ангелам и венчурным компаниям, инвестировавшим во французские стартапы не менее 300 тыс. евро, получить вид на жительство сроком на четыре года с возможностью продления, а по истечении пятилетнего законного и непрерывного проживания в стране — карту резидента.
Подобные визовые программы действуют в Сингапуре. Виза EntrePass позволяет опытным инвесторам, не менее восьми лет занимавшим должность старшего менеджера или руководителя крупной корпорации и готовым финансировать местные технологические стартапы, проживать в стране в течение года. По другой программе Global Investor Programme статус постоянного резидента могут получить инвесторы, которые имеют трехлетний предпринимательский опыт, владеют по меньшей мере 30-процентной долей в компании с годовым оборотом не менее 380 млн долл. США и вложили не менее 1,9 млн долл. США в сингапурский стартап или фонд, финансирующий местные компании.
Австралийская виза Investor Stream (Business Innovation and Investment (provisional) Visa) позволяет проживать в стране в течение пяти лет с правом перехода на постоянную визу того же типа (permanent) венчурным капиталистам, которые владеют не менее чем на 30% компанией с годовым оборотом свыше 750 тыс. австр. долл. (около 524 тыс. долл. США) и инвестировали от 2,5 млн австр. долл. (примерно 1,7 млн долл. США) в национальные инновационные стартапы.
Точки притяжения цифровых кочевников
Процессы цифровой трансформации экономики способствовали широкому распространению удаленных и гибридных форматов работы, а повсеместные практики дистанта в период пандемии COVID-19 усилили эту тенденцию. Сегодня представители цифровых профессий, фрилансеры и другие специалисты, работающие удаленно, становятся все более мобильными, предпочитая для работы комфортные и доступные локации. Следуя этому тренду, за последние два года многие страны анонсировали запуск специальной визы для «цифровых кочевников» (digital nomads). Ее цель — привлечь действующих сотрудников зарубежных компаний, которые работают в удаленном формате и имеют подтвержденный уровень дохода или готовы разместить необходимую сумму в банке. Число стран, разрабатывающих или уже запустивших визу для цифровых номадов, достигло пятидесяти. Например, такие программы действуют в Эстонии, Греции, Хорватии, Португалии, Испании, Исландии, Грузии, Индонезии и на Багамских островах; схожие возможности предоставляет действующая в Чехии деловая виза Zivno. Использование данной визы служит развитию платежеспособного спроса на внутреннем рынке, глобальному обмену знаниями и опытом.
Комментарий
Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
Наши исследования показывают, что стратегия привлечения талантов из-за рубежа ничуть не менее выигрышная, чем их самостоятельное «выращивание», поэтому ведущие экономики борьбу за них с каждым годом усиливают. Также постоянно расширяются границы категории «таланты». Теперь востребованы не только выдающиеся ученые или знаменитости, но и создатели стартапов, венчурные инвесторы, лица с качественным образованием и высокой квалификацией — словом, все те, кто имеют потенциал генерировать сверхдоходы для территории своего расположения, привносят в местные сообщества новые знания, технологии и продукты. Другой важной тенденцией является появление комплексных форматов поддержки релокации. Помимо смарт-виз, все большую популярность набирает софтлендинг, а, в некоторых случаях, и прямое финансирование нужных городу или стране категорий талантов.
Россия до настоящего времени не реализовывала активных программ привлечения глобальных талантов, в основном ограничиваясь стратегией сохранения и удержания научных кадров. В ряду исключений стоит прежде всего сколковская программа софтлендинга для зарубежных технопредпринимателей. Однако подобные исключения не позволяют на равных конкурировать с гораздо более масштабными и амбициозными национальными программами привлечения талантов, развернутыми в ведущих странах мира, а также парировать новые вызовы обостряющейся утечки умов.
Источники: результаты проекта «Научно-методическое обеспечение актуальных задач в сфере научно-технологического развития Российской Федерации» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ, а также подготовки второго издания Рейтинга инновационной привлекательности мировых городов (выпуск ожидается в 2023 г.).
Материал подготовили Татьяна Остащенко, Евгений Куценко, Екатерина Иванова, Кирилл Тюрчев
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Технологический суверенитет Европы обеспечат "глубокие" технологии и таланты»
См. также: