Что дает молодым ученым опыт международной мобильности?
Международная мобильность — важный механизм циркуляции знаний, трансфера технологий и источник инноваций в академической среде. 15 марта на исследовательском семинаре ИСИЭЗ НИУ ВШЭ старший научный сотрудник ИСИЭЗ Алёна Нефёдова представила доклад, в котором обозначила главные эффекты международной мобильности для карьеры молодых ученых из России.
Для ответа на ключевой вопрос «Как опыт длительной мобильности (более трех месяцев) сказывается на научной продуктивности и как влияет на дальнейшую карьеру молодых ученых до 39 лет после возвращения в Россию?» исследователи собрали уникальный массив источников, включающий биографические данные, собранные из резюме молодых ученых, наукометрические показатели из международной базы цитирования Scopus, результаты социологического опроса высокопродуктивных российских исследователей, полученные в 2022 г. в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ. Также авторы применили ряд оригинальных методологических решений, в частности подбор «немобильных» двойников и дополнительный контроль показателей продуктивности «до» и «после» мобильности.
Уровень вовлеченности в международную мобильность молодых исследователей из России остается невысоким: за последние 10 лет (2011–2021 гг.) в ней участвовали лишь 15% высокопродуктивных молодых ученых (до 39 лет). Степень вовлеченности крайне неоднородна и зависит от области науки, типа и месторасположения организации. Более мобильны сотрудники научных организаций (по сравнению с научными работниками вузов), занятые в Москве и Санкт-Петербурге (по сравнению с другими регионами), среди ученых со степенью (по сравнению с не имеющими ученой степени) и среди представителей естественных наук (по сравнению с другими областями науки).
Большинство ученых, участвовавших в международной мобильности, отметили приобретение новых связей в научном сообществе, а также повышение собственных компетенций и уровня квалификации. Была обнаружена положительная взаимосвязь между опытом международной мобильности и научной продуктивностью: российские мобильные молодые ученые не только в среднем публикуют больше работ, но их публикации чаще выходят в журналах с более высокими показателями цитируемости. Кроме того, их статьи в среднем более востребованы в международном научном сообществе.
Все перечисленные эффекты действительно являются результатами мобильности, а не исходными различиями в продуктивности. Наблюдается значительная гетерогенность эффектов мобильности в зависимости от области науки: больше всего положительных результатов получают представители естественных наук, меньше всего они выражены у исследователей в области гуманитарных и общественных наук.
Вместе с тем международная мобильность весьма редко ведет к повышению заработной платы и должности по возвращению в Россию, а немобильная карьера, напротив, быстрее приводит к получению карьерных преимуществ, что говорит о, скорее, «закрытом» характере российской академической среды.
См. презентацию Алёны Нефёдовой
Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться в статьях:
- Kotsemir M. N., Dyachenko E., Nefedova A. Mobile young researchers and their non-mobile ‘twins’: who is winning the academic race? // Scientometrics. 2022. Vol. 127. No. 12. P. 7307–7332.
- Нефедова А. И., Волкова Г. Л., Дьяченко Е. Л., Коцемир М. Н., Спирина М. О. Международная мобильность и публикационная активность молодых ученых: что говорят статистика, библиометрия и сами сотрудники // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. Т. 52. № 4. С. 98–121.
- Волкова Г. Л. Является ли опыт международной мобильности карьерным преимуществом? Пример российских учёных // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. C. 71–82.