• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Лучше, чем люди: отберут ли роботы рабочие места или станут помощниками

Лучше, чем люди: отберут ли роботы рабочие места или станут помощниками

Midjourney

Почему даже иллюзия самостоятельности робота вызывает у многих людей страх и недоверие? Вопрос анализирует с опорой на работы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ директор Центра исследований цифровой экономики Константин Вишневский в авторской колонке для «РБК Тренды».

С разрешения редакции перепечатываем ее фрагменты. Полная версия на сайте издания.

Первый контакт робота с человеком

На протяжении XX века регулярно велись дискуссии, как относиться к роботам, в чем их назначение, могут ли они стать такими, как люди, и не заменят ли они человека совсем.

Значимую роль в этих дискуссиях сыграл писатель Айзек Азимов. Еще в начале 1940-х он сформулировал три закона робототехники, которые позволят роботам сосуществовать с человеком.

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
  2. Робот обязан выполнять команды человека, если они не противоречат первому закону.
  3. Робот обязан делать все необходимое для обеспечения своей безопасности при условии, что это не противоречит первому или второму закону.

В своих более поздних произведениях Азимов поднимает и вопросы наличия «человеческого начала» у роботов. В повести «Двухсотлетний человек» робот-дворецкий сначала самостоятельно находит себе хобби — вырезание фигурок из дерева, а затем даже решает променять «электронное бессмертие» на возможность почувствовать себя человеком.

Коллеги по работе

В настоящее время происходит демократизация технологий робототехники, что обусловливает их постепенное проникновение во все новые сферы деятельности — ретейл, логистику, транспорт и другие, вне зависимости от величины бизнеса. По данным Международной федерации робототехники, средние темпы роста рынка робототехники за последние пять лет составляют 10–11%. Роботы становятся доступнее по цене, начинают выполнять все более сложные задачи, что даже приводит к замещению человека в некоторых областях.

Тренд на «безлюдные» технологии усилился во время пандемии COVID-19. Сегодня роботы постепенно становятся все более автономными, они способны выполнять определенные действия без контроля со стороны человека и незаменимы при работе в сложных или недоступных для человека условиях (например, роботы-спасатели, способные действовать под завалами). При проведении сложных операций медикам во многих странах начинают помогать роботы-хирурги, в том числе в рамках развития концепции телемедицины.

Однако параллельно с повышением автономности роботов расширяются и возможности их взаимодействия с человеком. В промышленности все большее распространение получают коллаборативные роботы, или коботы, которые уже активно применяются в автомобилестроении и производстве электроники. «Плотность» роботизации производства в мире растет очень быстрыми темпами: сейчас в Южной Корее на 10 тыс. работников приходится 1 тыс. роботов, а средний показатель в мире уже составляет 141 робот — рост в два раза за пять лет!

В России плотность роботизации пока ниже среднемирового уровня (шесть промышленных роботов на 10 тыс. сотрудников), но уже начали предприниматься конкретные шаги для устранения этого разрыва. К 1 июля 2023 года по поручению президента РФ должен быть разработан федеральный проект по робототехнике.

От бездушной машины до «умного» помощника

Приобретение роботов — это инвестиции в основной капитал, которые, с одной стороны, могут быстро не окупиться, а с другой — требуют специализированных навыков у инженеров, не говоря уже о том, что подавляющее большинство роботов и комплектующих к ним — иностранного производства. По оценкам сети профессиональной информации O*Net, инженер-робототехник должен обладать знаниями в области языков программирования, автоматизированного проектирования, математики, физики, механики, технологий и дизайна, а также обладать управленческими навыками.

Да и в целом как на уровне руководителей предприятий, так и обывателей наблюдается некоторая настороженность или даже скепсис по отношению к роботам. Первые сравнивают стоимость внедрения робота (включая инвестиции в установку и наем высококвалифицированных кадров для работы с ними) с затратами на оплату труда низкоквалифицированных рабочих. Вторые опасаются возможной субъектности «умных» машин.

Несколько лет назад ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провел исследование готовности россиян к использованию роботов в различных жизненных ситуациях. Большинство респондентов отметили, что им было бы комфортно, если робот-помощник выполнил бы за них часть домашних дел (66%), беспилотник доставил бы покупки из магазина (62%), робот-консультант помог бы разобраться в юридических вопросах (53%).

Совместная работа с роботами приемлема менее чем для половины опрошенных (44%), а принятие алгоритмами решений о кредитах устраивает только треть (35%) россиян. К роботам-хирургам настороженно относятся 79% опрошенных, а своего ребенка доверит робоняне лишь каждый десятый респондент.

Причины таких полярных оценок довольно просты — когда робот выступает в роли «бездушной машины», которая выполняет команды пользователя, это не вызывает дискомфорта. А вот когда возникает даже иллюзия самостоятельности принятия решений, во многих случаях это вызывает страх и недоверие.

Причем любопытно отметить, что даже люди с довольно продвинутыми цифровыми навыками, использующие «умные» часы и шлемы виртуальной реальности, пока не готовы в полной мере сосуществовать бок о бок с роботами — субъектами действий.

К беспилотным автомобилям люди постепенно привыкают — не первый год по улицам Москвы колесят бело-черно-красные машины «Яндекса», позже к ним добавились беспилотники «Сбера». Однако пока во всем мире не решена так называемая проблема вагонетки — если аварии не избежать, то кого беспилотный автомобиль должен спасать в первую очередь? Водителя как «владельца» машины, пожилых пассажиров, юных пешеходов или водителя встречной машины? Должен ли учитываться возраст всех этих людей? А состояние здоровья? Или, если мы говорим о Китае, их социальный рейтинг? Все это крайне сложные вопросы, полноценный консенсус по которым не достигнут ни в одной стране мира.

Но есть вопросы, по которым большинство людей солидарны. 89% граждан, опрошенных НИУ ВШЭ, отмечают необходимость применения роботов для выполнения тяжелой и опасной для человека работы.

Роботы, рутина и рынок труда

Три четверти респондентов считают, что постепенно процессы роботизации труда приведут к исчезновению или сильному изменению многих нынешних профессий. При этом сохраняется определенный «снобизм» по отношению к роботам — лишь немногие наши современники задумываются о потере работы из-за процессов роботизации. Роботы воспринимаются обывателем скорее как низкоквалифицированная дорогая игрушка — почти половина опрошенных (44%) уверены в невозможности выполнения их работы «машиной», а треть (35%) считают, что робот может справиться только с частью обязанностей. Лишь каждый шестой (16%) понимает, что для выполнения их основных обязанностей может быть использован робот.

<...>

Источник: «РБК Тренды» (публикация от 28.03.2023)