• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Какие специалисты и навыки нужны российской индустрии видеоигр?

Какие специалисты и навыки нужны российской индустрии видеоигр?

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью анализа больших данных определил топ-10 перспективных профессий, связанных с созданием видеоигр, и наиболее востребованные компетенции и навыки, необходимые для успешного продвижения на отечественном рынке труда в сфере видеогейминга.

Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает более 750 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки. Для данного исследования проанализированы порядка 5 тыс. профильных вакансий в индустрии видеоигр, представленных по состоянию на декабрь 2022 г. на крупнейшей платформе онлайн-рекрутинга в России hh.ru.

Видеоигры с каждым годом становятся все более интересными и реалистичными, привлекая все больше пользователей разных возрастов и категорий, которые с их помощью могут снять стресс, стимулировать умственную активность, получить позитивные впечатления и др.

Растущий рынок видеоигр притягивает специалистов различного профиля (дизайнеров, инженеров, тестировщиков и др.). В США, глобальном лидере индустрии, в видеогейминге заняты порядка четверти миллиона сотрудников, к концу 2023 г. их количество увеличится еще на 8,5%. В России число специалистов, связанных с созданием видеоигр, к 2030 г. может достичь, с учетом господдержки, 40 тыс. человек. На данный момент их большая часть сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге.

Результаты анализа вакансий показывают, что в российском видеогейминге наиболее востребованы следующие десять профессий (табл. 1).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Наиболее востребованная и одна из самых высокооплачиваемых в индустрии профессия — разработчик 3D-графики (№ 1), который создает игровые элементы (кадры, персонажи, фон, др.) в трехмерной цифровой анимации. Весомый отрыв в спросе по сравнению с 2D-художником (№ 2), работающим в двумерном пространстве, вызван запросом на более «реалистичную картинку». При этом 2D-игры по-прежнему популярны и занимают почетные места в рейтингах (например, игры Among Us и Cuphead).

Три профессии рейтинга связаны с проектированием (дизайном) различных аспектов игры: ее сюжет, геймплей (игровой процесс) и игровые механики прорабатывает геймдизайнер (№ 3). К этой специальности близки (иногда до степени смешения функционала в описаниях вакансий) дизайнер уровней (№ 7), отвечающий за устройство локаций (игровых сцен), и UX/UI-дизайнер1 (№ 8), выстраивающий схемы взаимодействия пользователей с механиками и интерфейсом игры. Визуально приятные продукты с продуманным сюжетом могут «провалиться», если интерфейс не будет удобен для игрока, поэтому зарплаты таких специалистов одни из самых высоких.

Самая высокооплачиваемая профессия в видеогейминге — backend-разработчик (№ 9), реализующий скрытые от пользователя внутренние игровые механики и алгоритмы (от алгоритма изменения уровня здоровья персонажа до полномасштабной разработки серверной части игры). За инфраструктуру и автоматизацию процессов разработки отвечает инженер DevOps2(№ 5). Формирует сценарии проверок и верифицирует исправление ошибок QA-автоматизатор (№ 4). Поиском и описанием возможных уязвимостей и «поломок» в игре занимаются тестировщики (№ 10), для которых прежде всего важен большой игровой опыт. В создании видеоигр также обычно участвует игровой аналитик (№ 6): изучает данные о реакциях пользователей (в т. ч. эмоциях от игрового процесса) и оценивает продуктовые метрики, на основе которых принимаются решения о внесении необходимых изменений.

В рейтинге самых востребованных в индустрии компетенций и навыков семь — «жестких» профессиональных; три — «гибких», необходимых для эффективной работы в команде (табл. 2).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

В индустрии видеоигр важно знание английского языка (№ 1). На нем базируются языки программирования, исчерпывающая документация и интерфейс платформ разработки. Даже при поиске в интернете информации об ошибках, возникающих при запуске написанного кода, специалист скорее всего получит ответ на английском языке.

При создании игры одну задачу нередко решают сразу несколько специалистов / проектных групп, занимающихся отдельными аспектами проектирования, разработки, тестирования и т. д. В связи с этим ключевой среди «гибких» навыков — умение работать в команде (№ 2). Для эффективного взаимодействия с коллегами, а также общения с заказчиками и потенциальными инвесторами полезны навыки деловой коммуникации (№ 4).

В рейтинге компетенций под № 3 стоит знание основ Unity (один из наиболее популярных движков для разработки игр, являющийся по факту стандартом программного обеспечения в индустрии). Для написания кода в Unity нужно знать язык программирования C# (№ 7). В другом популярном движке Unreal Engine (от компании Epic Games) используется более сложный язык C++ (№ 8), имеющий обширную библиотеку функций.

Основной парадигмой написания кода на обоих языках является объектно-ориентированное программирование (ООП) (№ 10): подразумевает организацию программных сущностей в виде отдельных элементов, взаимодействующих друг с другом. Для написания организованного и масштабируемого кода разработчику необходимо знать ключевые принципы ООП: абстракцию, наследование, инкапсуляцию и полиморфизм.

Освоение платформы Git (№ 6) дает возможность вести параллельную работу с кодом, контролировать вносимые в него изменения, сравнивать предыдущие версии и в целом поддерживать командное взаимодействие и итерационный процесс создания игрового продукта.

Знание на высоком уровне программы Adobe Photoshop (№ 5) позволяет проработать визуальную сторону игры (графику, удобство интерфейса), которую пользователи ценят не менее увлекательной линии повествования.

Создание видеоигры — творческий процесс, и всем участникам необходимо проявлять креативное мышление (№ 9): чтобы выпустить на рынок качественный игровой продукт, важно не только продумать сюжет и графику, но и оптимальным способом реализовать задуманное, а также провести эффективную рекламную кампанию.

Резюме:

В отечественной индустрии видеоигр нужны специалисты разного профиля. Более всего востребованы разработчики, чей труд в среднем и более высоко оплачивается, в частности по сравнению с вакансиями в области тестирования. Работодатели ценят сотрудников, сочетающих «жесткие» компетенции с «мягкими» навыками. Для них важны не только умение потенциальных кандидатов программировать, но и их способность общаться, поддерживать слаженную работу в команде, находить нестандартные, креативные решения. Привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов в ближайшие годы может стать одним из ключевых направлений поддержки игровой индустрии в стране.

 


Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), результаты проекта «Развитие информационно-аналитической и технической инфраструктуры исследований науки, технологий и цифровой экономики».

Материал подготовили Мария Сварчевская, Анна Пиекалнитс


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»:
«Топ-10 направлений развития персональной робототехники»