Цифровые технологии в бизнесе: практики и барьеры использования
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ запускает новую серию дайджестов «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса», в которой будет знакомить с результатами обследования масштабов, направлений и тенденций цифровизации бизнеса. В первом выпуске пойдет речь о наиболее востребованных цифровых решениях, а также практиках и барьерах их использования в российских компаниях.
Главные выводы:
- Многие организации стали активно внедрять цифровые технологии еще до пандемии. Компании относительно давно осваивали цифровое проектирование и моделирование, Интернет вещей, автоматизировали бизнес-процессы, а в последние три года начали применять и такие технологии, как 3D-печать, виртуальная и дополненная реальность.
- Самой популярной цифровой технологией (во всех отраслях, кроме строительства) оказались системы автоматизации бизнес-процессов (ERP, CRM и подобные). Такие системы применяют 75,7% компаний, использующих цифровые технологии. Кроме упомянутых выше, к наиболее востребованным также относятся технологии больших данных и цифровые платформы. Большинство компаний, еще не использующих цифровые решения, планируют начать с искусственного интеллекта и больших данных.
- Чаще всего цифровые технологии внедряют в производстве продуктов (услуг), на втором месте — для разработки таковых. В наименьшей степени цифровизованы стратегическое управление, взаимодействие с поставщиками и подрядчиками, маркетинг и реклама (при том, что уровень цифровизации маркетинга и рекламы в компаниях пока невысок, именно эти сферы деятельности сильнее всего меняются при внедрении цифровых технологий).
- Основные факторы, сдерживающие внедрение цифровых технологий, — дефицит финансовых ресурсов, отсутствие на рынке релевантных пакетных решений и недостаточность цифровых компетенций сотрудников. Отказ от применения технологий, как правило, объясняется отсутствием необходимости в цифровизации.