• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровые технологии в бизнесе: практики и барьеры использования

Цифровые технологии в бизнесе: практики и барьеры использования

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ запускает новую серию дайджестов «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса», в которой будет знакомить с результатами обследования масштабов, направлений и тенденций цифровизации бизнеса. В первом выпуске пойдет речь о наиболее востребованных цифровых решениях, а также практиках и барьерах их использования в российских компаниях.

Справочно: Эмпирической базой анализа послужили результаты обследования более 4 тыс. организаций из 10 отраслей экономики, проведенного июне — июле 2023 г. в рамках Программы фундаментальных исследований (ПФИ) НИУ ВШЭ и стратегического проекта  «Цифровая трансформация» по программе «Приоритет 2030». Респондентов спрашивали по поводу применения 13 цифровых технологий, таких как: Интернет вещей, ИИ, робототехника и сенсорика, цифровые двойники и др.

Главные выводы:

  • Многие организации стали активно внедрять цифровые технологии еще до пандемии. Компании относительно давно осваивали цифровое проектирование и моделирование, Интернет вещей, автоматизировали бизнес-процессы, а в последние три года начали применять и такие технологии, как 3D-печать, виртуальная и дополненная реальность.
  • Самой популярной цифровой технологией (во всех отраслях, кроме строительства) оказались системы автоматизации бизнес-процессов (ERP, CRM и подобные). Такие системы применяют 75,7% компаний, использующих цифровые технологии. Кроме упомянутых выше, к наиболее востребованным также относятся технологии больших данных и цифровые платформы. Большинство компаний, еще не использующих цифровые решения, планируют начать с искусственного интеллекта и больших данных.
  • Чаще всего цифровые технологии внедряют в производстве продуктов (услуг), на втором месте — для разработки таковых. В наименьшей степени цифровизованы стратегическое управление, взаимодействие с поставщиками и подрядчиками, маркетинг и реклама (при том, что уровень цифровизации маркетинга и рекламы в компаниях пока невысок, именно эти сферы деятельности сильнее всего меняются при внедрении цифровых технологий).
  • Основные факторы, сдерживающие внедрение цифровых технологий, — дефицит финансовых ресурсов, отсутствие на рынке релевантных пакетных решений и недостаточность цифровых компетенций сотрудников. Отказ от применения технологий, как правило, объясняется отсутствием необходимости в цифровизации.

Полная версия дайджеста