Вариативные модели аспирантуры
Как показывает мировой опыт, написание и защита диссертации под руководством профессора в университете уже не является единственным возможным сценарием подготовки ученых со степенью PhD. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует разные модели аспирантуры и рассматривает возможности их адаптации для России.
Аспирантура: новые вызовы времени
Доминирование традиционной модели аспирантуры, в которой основным форматом подготовки ученых является написание и защита диссертации, а главной целью соискателей — вхождение в мир науки, в последние три десятилетия несколько пошатнулось. Это произошло под влиянием двух глобальных трендов: с одной стороны, обостряется конкуренция на академическом рынке труда (практически во всех ведущих странах численность обладателей ученой степени превышает количество доступных в академии позиций); с другой — в компаниях повышается спрос на специалистов с продвинутыми исследовательскими компетенциями из-за стремительного усложнения многих сфер деятельности. В результате все больше молодых исследователей выбирают корпоративный («неакадемический») сектор занятости; а аспирантура перестает рассматриваться исключительно как механизм воспроизводства научных кадров, но также служит целям подготовки высококвалифицированных специалистов для различных отраслей экономики.
Диверсификация модели подготовки аспирантов
В ответ на отмеченные тренды университеты стали включать в программы подготовки аспирантов не только узкоспециализированные предметы, но и практики обучения междисциплинарным и гибким навыкам, востребованным на других рынках труда (так называемые «переносные навыки»). Обновление аспирантских программ происходит в том числе через внедрение разнообразных моделей, различающихся по формату, ожидаемым результатам обучения и дальнейшим карьерным траекториям выпускников.
Первая модель — исследовательская аспирантура — совпадает с традиционным сценарием старта научной карьеры, когда аспиранты получают универсальные исследовательские навыки под руководством профессора университета. По итогам обучения выпускник должен внести вклад в свою область исследований, оформленный в виде диссертации. По результатам защиты аспиранту присуждают степень PhD (Doctor of Philosophy), а карьерный трек после выпуска предполагает работу в академической сфере (в университетах или научных организациях).
Вторая модель — профессиональная аспирантура, в которой уже состоявшиеся профессионалы из неакадемического сектора могут повысить свой уровень подготовки, пройдя на базе университета образовательную программу со значительным прикладным компонентом (важная роль отводится привлеченным лекторам — практикующим специалистам в соответствующей области). Исследовательские навыки, которыми аспирант овладеет в ходе обучения, должны быть релевантны его профессии, также он должен оформить в виде диссертации некий практический вклад, значимый в его предметной сфере. По итогам защиты выпускнику присваивают ученую степень в его профессиональной области (например, MD (Doctor of Medicine), JD (Doctor of Law), EdD (Doctor of Education) и т. д.), в которой он и далее продолжает работать.
Третья модель — индустриальная аспирантура, предусматривает подготовку инженеров высшей квалификации для реального сектора экономики. С целью получения исследовательских навыков и приобретения опыта решения прикладных инженерно-технологических задач аспирант проходит образовательную программу на базе компании-работодателя. Руководство диссертационной работой в этом случае двойное — представителя индустрии и профессора университета. По итогам обучения аспирант должен сделать вклад в исследовательское / инновационное развитие предприятия, представив и защитив проект инженерно-технического решения. После защиты выпускник получает степень EngD (Engineering Doctorate) и продолжает работать в своей сфере деятельности.
Все три описанные модели аспирантуры систематизированы в таблице 1.
Вариативные модели аспирантуры реализуются во многих странах. В качестве отдельных институциональных форм они закрепились во Франции, Германии, Китае, а в Великобритании насчитывается целых девять разных треков, приводящих к ученой степени (на исследовательское направление приходится только около 20% аспирантов, но это скорее исключительный пример).
Справочно:
Как Тайвань усиливает связь аспирантуры с производством
Востребованность вариативных моделей аспирантуры в России
Российская аспирантура продолжает быть ориентирована прежде всего на подготовку научных кадров для выполнения фундаментальных исследований. Тем не менее как со стороны государства, так и со стороны бизнеса усиливается запрос на более тесную содержательную связь между исследованиями и прикладными задачами реального сектора экономики.
Как показали результаты опроса аспирантов, работающих в предпринимательском секторе (отраслевые НИИ и КБ, предприятия реального сектора, другие коммерческие организации), работодатели довольно активно участвуют в их научной работе. Почти треть аспирантов ведут исследования на базе организации-работодателя (31,1%) и пишут диссертацию в рамках своих рабочих проектов и задач (29,8%). Столько же отмечают, что результаты исследования применяются или планируются к применению / внедрению организацией (30,5%). Чуть более четверти (26,5%) видят, что работодатели заинтересованы в выполнении диссертационных исследований и оказывают им поддержку в процессе обучения и подготовки диссертации (снижение основной рабочей нагрузки, дополнительные выплаты (стипендии) и отпуска и т. д.). Вместе с тем только каждый шестой аспирант сообщил, что работодатель контролирует прогресс обучения (16,4%), участвует в формировании как индивидуального плана обучения в аспирантуре (17,5%), так и плана работы над диссертацией (17%). Лишь каждый седьмой (14%) указал, что со стороны организации был назначен консультант по теме диссертационной работы (рис. 1).
Резюме:
В России вариативные модели аспирантуры де-факто уже появились, но имеют ограниченный масштаб реализации, у них отсутствует институциональное оформление. Перенос навыков научной работы в новые сферы деятельности и разработка новых подходов к обучению специалистов в формате индустриальной модели аспирантуры становятся актуальными, в том числе, в контексте подготовки инженеров высшей квалификации и кадрового обеспечения для собственных разработок и технологий.
Источники: результаты проекта «Научно-методическое обеспечение актуальных задач в сфере научно-технологического развития Российской Федерации» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Алёна Нефёдова
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»: «Адаптация господдержки науки и технологий к новым условиям»
См. также: