Инфляционные тренды в транспорте и логистике в первом полугодии 2024 г.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует динамику цен в транспортно-логистической отрасли по итогам первых двух кварталов 2024 г.
Главные выводы:
Одними из главных тенденций при анализе цен в транспорте и логистике в первом полугодии 2024 г. стала умеренная инфляционная динамика относительно IV кв. 2023 г., а также ее заметно сниженный фон по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. Более того, впервые с момента дестабилизации со стороны внешнеэкономической конъюнктуры в 2022 г. и на фоне продолжающегося влияния геополитических вызовов и широкомасштабного санкционного давления снизилась высокая турбулентность в отрасли.
Заметно нивелирование темпов прироста инфляции в II кв. 2024 г. (год к году) по отношению к 2022 г., в частности почти в половине рассмотренных категорий товаров и услуг. Так, среди услуг Индекс потребительских цен (ИПЦ) наиболее заметно снизился в страховании (на 20,4%), среди товаров — в категории «шины для легкового автомобиля» (на 41,3%).
Наиболее высокая инфляционная динамика по итогам первого полугодия 2024 г. (как и в 2023 г.) зафиксирована в тройке товаров: газовое моторное топливо, бензин автомобильной марки АИ-98 и дизельное топливо (ИПЦ в II кв. 2024 г. для них составил 111,8 и по 111,6% соответственно). Наименьшая инфляционная динамика — у сжиженного газа (ИПЦ: 97,3%).
Среди рассмотренных категорий услуг в транспортно-логистической отрасли самую высокую инфляционную динамику в II кв. 2024 г. показал воздушный транспорт (ИПЦ: 121,3%), самый низкий уровень отмечен в услугах страхования (ИПЦ: 98,1%).
С точки зрения более отдаленной ретроспективной динамики роста цен (с I кв. 2021 г. по II кв. 2024 г.), позволяющей более детально проанализировать изменения инфляционных трендов с учетом влияния различных конъюнктурных колебаний, среди основных видов услуг пассажирских перевозок рекордный прирост инфляции зафиксирован на услуги воздушного и железнодорожного транспорта, который составил 101,9 и 77,9%; самый низкий — в стоимости проезда в такси (в расчете на 1 км пути) — 45,2% (рис. 1).
Кроме сезонности, имеет значение и фактор географии. Так, в Москве и Санкт-Петербурге наблюдается более высокая инфляция: например, прирост стоимости на легковые автомобили с 2021 по 2024 гг. в этих городах составил более 70% (против 63,2% по России в целом).
При анализе инфляционных трендов в ряде случаев прослеживается взаимосвязь между кластерами товаров автотранспортной отрасли и связанных с ними услуг. Наиболее значимая связь между товарами и услугами с точки зрения ценообразования была отмечена между ИПЦ на транспортные средства, аксессуары, уход, топливо и ИПЦ на услуги автомобильного, пассажирского транспорта, включая сервисное и прочее обслуживание автотранспортных средств.
Анализ взаимосвязи между товарами и услугами с точки зрения взаимного влияния на инфляционную динамику, в том числе, показывает более высокий прирост инфляции в тех категориях товаров, которые напрямую влияют на стоимость проезда в такси. За период с 2021 г. по II кв. 2024 г. в динамике цен на легковые автомобили по России в целом он составил 63,2%, на шины для них и ОСАГО — 55% и 46,7% соответственно (рис. 2).
Установлена умеренная и сильная связь между стоимостью легковых автомобилей и такими услугами, как мойка легкового автомобиля (коэффициент корреляции — 0,72), ремонт и техническое обслуживание транспортных средств (0,70), шиномонтаж колес легкового автомобиля (0,68), услуги аренды автомобилей (0,68), услуги страхования (0,60). Максимальная сильная взаимосвязь также выявлена между ценами на сжиженный газ и стоимостью снабжения электроэнергией (0,99).
По данным конъюнктурных опросов руководителей организаций сферы услуг, в числе одних из ключевых факторов текущего уровня инфляции в стоимости товаров, работ и услуг в отрасли остаются недостаток квалифицированного персонала, высокие процентные ставки, в том числе на лизинговые услуги, и специфические ограничения в отдельных видах услуг отрасли. Например, услуги пассажирских перевозок сталкиваются с введением дополнительного регулирования, которое усложняет вход исполнителей на рынок.
Цитирование: Инфляционные тренды в транспортно-логистической отрасли: текущая динамика цен. — М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024.
Авторский коллектив:
И. С. Лола (руководитель авторского коллектива), К. Д. Андреев, А. Д. Дубкова, А. Б. Мануков, Н. А. Усов
Подробная библиографическая справка
Аналитический доклад подготовлен Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ЦКИ ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ по данным статистического наблюдения за потребительскими ценами на отдельные виды товаров, работ и услуг, а также на основе результатов конъюнктурных опросов относительно динамики цен (тарифов) на услуги, проводимых Федеральной службой государственной статистики (Росстатом).
В первом разделе на основе Индекса потребительских цен — одного из важнейших показателей, характеризующих сложившийся уровень инфляции, представлен кросс-отраслевой анализ динамики цен на товары, работы и услуги.
Во втором разделе с помощью опережающих композитных индикаторов определяется фактическая динамика инфляции в организациях отдельных видов деятельности, осуществляющих услуги в транспортно-логистической отрасли. Приводится рейтинг факторов деловой конъюнктуры, оказавших наибольшее влияние на рост цен в I и II кв. 2024 г.
Проанализированы показатели, характеризующие ситуацию в период с 2021 г. по II кв. 2024 г. в стране в целом и двух крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге.