• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Молодежные лаборатории глазами участников

Молодежные лаборатории глазами участников

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал первые результаты деятельности молодежных лабораторий в ходе социологического исследования, проведенного при поддержке Минобрнауки России.

В 2018 г. Правительство России запустило национальный проект «Наука и университеты», определив среди его главных целей обеспечение возможностей для самореализации и развития талантов. Одним из ключевых механизмов достижения целевых результатов стало создание молодежных лабораторий. За период 2019–2024 гг. были открыты 940 таких лабораторий.

Эмпирическая база исследования:

1) Данные социологического опроса, направленного на оценку результатов работы 740 лабораторий, созданных в 2019–2022 гг. Всего в опросе приняли участие 605 руководителей (81,2% их общей численности на момент проведения исследования в октябре 2023 г.) и 3644 сотрудника лабораторий (42,5% их общей численности). Достигнутая выборка соответствует генеральной совокупности по следующим параметрам: год создания лаборатории, тип материнской организации, область науки.

2) Материалы 12 глубинных интервью с представителями организаций, на базе которых созданы молодежные лаборатории.

Руководители смогли создать коллектив и привлечь студентов в науку

Согласно результатам опроса руководителей молодежных лабораторий, многие личные и коллективные цели, которые они ставили на старте их создания, были достигнуты за относительно короткий период (рис. 1.).

Большинству респондентов этой категории удалось создать научный коллектив (85%), приобщить к исследованиям студентов и выпускников вузов (76%), получить опыт руководства научным коллективом и развить исследовательские компетенции своих коллег (по 61%). Многие смогли увеличить публикационную активность — как собственную, так и коллектива в целом (55%), а также доход команды (42%).

Из пока не до конца реализованных целей опрошенные руководители отмечали желание решить важную научную задачу (69% ставили подобную цель, 35% достигли на момент опроса) и прикладные задачи партнеров и заказчиков (37% планировали, реализовали 26%), получить опыт коммерциализации разработок (19% такую цель ставили, 9% отметили среди достигнутых), а также реализовать новые исследовательские программы или проекты (62% планировали, 47% достигли). Подобные разрывы можно объяснить недолгим сроком существования лабораторий (на момент опроса большинству из них было менее двух лет). Более четверти опрошенных (29%) получили опыт взаимодействия с внешними партнерами, каждый пятый (21%) увеличил собственный доход. Каждому десятому (11%) удалось запустить новые образовательные проекты.

Абсолютное большинство руководителей молодежных лабораторий позитивно оценивают опыт участия в программе: у 58% первоначальные ожидания оправдались, у 20% результаты даже их превзошли. Планы скорее не сбылись у 6% руководителей, и лишь 2% совсем не достигли желаемых результатов. 14% респондентов этой категории затруднились с оценкой.

Молодежь получила опыт работы в науке

Сотрудникам молодежных лабораторий также предлагали отметить цели, поставленные на старте работы в лаборатории и реализованные на момент опроса (рис. 2).

Благодаря переходу в молодежную лабораторию большинству респондентов удалось поработать над перспективной научной темой (72%) и улучшить исследовательские навыки (71%), приобрести опыт научной деятельности (70%) и работы в коллективе единомышленников (62%). Примерно каждый второй респондент сумел получить дополнительный доход (52%), новые возможности для публикаций (51%), а также расширить профессиональные связи (47%). Многие собрали материалы для будущей диссертации (39%), однако еще больше опрошенных (51%) это планировали сделать. Более четверти (29%) смогли устроиться на работу в материнской организации. Карьерное продвижение в академической сфере как личный результат отметили 19%, ставили такую цель почти вдвое больше респондентов (36%). Разрывы между планами и результатами объясняются пока еще весьма кратким периодом деятельности молодежных лабораторий.

Организации усилили кадровый потенциал

Эффективность программы молодежных лабораторий высоко оценивают представители материнских организаций. Ее основная ценность для них состоит в расширении кадровых возможностей привлечения и удержания молодых ученых в науке. Это особенно актуально для регионов, которые сталкиваются с повышенным оттоком исследователей в столичные организации, а также недостатком позиций для молодежи из-за слабой ротации сотрудников. Кроме того, молодежные лаборатории способствуют профессиональному росту научной молодежи, поскольку в них успешно идет процесс подготовки и защит диссертаций.

Фрагменты глубинных интервью:

«Всегда была проблема — закрепить молодежь в штате научного института. И новые лаборатории — очень удобный инструмент для того, чтобы позволить молодежи остаться, продолжать выполнять научные тематики. Новые молодежные лаборатории — это прекрасный инструмент для того, чтобы закрепить молодые кадры. Для регионов это вдвойне ценно, поэтому для нас это очень важная и нужная программа».

(ФГБУН «Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН»)

«У нас защищено за прошлый год 14 кандидатских диссертаций. Восемь из них — это сотрудники молодежной лаборатории».

(ФГБУН «Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения РАН»)

Комментарий

Гохберг Леонид Маркович

Леонид Гохберг

первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Как показал наш опрос, молодежные лаборатории вносят заметный вклад в развитие человеческого потенциала российской науки. Формируются новые коллективы, усиливаются исследовательские компетенции молодых ученых. Продолжение работы лабораторий на новом этапе позволит, наряду с развитием фундаментальной науки, обеспечить создание передовых технологий и решение востребованных экономикой прикладных задач в рамках кооперации с индустриальными партнерами.

 


Источники: результаты проекта «Научно-методическое обеспечение актуальных задач в сфере научно-технологического развития Российской Федерации» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Алена Нефедова и Елизавета Чефанова

 


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Генеративный ИИ в европейской науке: инструкция по применению»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ