Молодежные лаборатории глазами участников
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал первые результаты деятельности молодежных лабораторий в ходе социологического исследования, проведенного при поддержке Минобрнауки России.
В 2018 г. Правительство России запустило национальный проект «Наука и университеты», определив среди его главных целей обеспечение возможностей для самореализации и развития талантов. Одним из ключевых механизмов достижения целевых результатов стало создание молодежных лабораторий. За период 2019–2024 гг. были открыты 940 таких лабораторий.
Руководители смогли создать коллектив и привлечь студентов в науку
Согласно результатам опроса руководителей молодежных лабораторий, многие личные и коллективные цели, которые они ставили на старте их создания, были достигнуты за относительно короткий период (рис. 1.).
Большинству респондентов этой категории удалось создать научный коллектив (85%), приобщить к исследованиям студентов и выпускников вузов (76%), получить опыт руководства научным коллективом и развить исследовательские компетенции своих коллег (по 61%). Многие смогли увеличить публикационную активность — как собственную, так и коллектива в целом (55%), а также доход команды (42%).
Из пока не до конца реализованных целей опрошенные руководители отмечали желание решить важную научную задачу (69% ставили подобную цель, 35% достигли на момент опроса) и прикладные задачи партнеров и заказчиков (37% планировали, реализовали 26%), получить опыт коммерциализации разработок (19% такую цель ставили, 9% отметили среди достигнутых), а также реализовать новые исследовательские программы или проекты (62% планировали, 47% достигли). Подобные разрывы можно объяснить недолгим сроком существования лабораторий (на момент опроса большинству из них было менее двух лет). Более четверти опрошенных (29%) получили опыт взаимодействия с внешними партнерами, каждый пятый (21%) увеличил собственный доход. Каждому десятому (11%) удалось запустить новые образовательные проекты.
Абсолютное большинство руководителей молодежных лабораторий позитивно оценивают опыт участия в программе: у 58% первоначальные ожидания оправдались, у 20% результаты даже их превзошли. Планы скорее не сбылись у 6% руководителей, и лишь 2% совсем не достигли желаемых результатов. 14% респондентов этой категории затруднились с оценкой.
Молодежь получила опыт работы в науке
Сотрудникам молодежных лабораторий также предлагали отметить цели, поставленные на старте работы в лаборатории и реализованные на момент опроса (рис. 2).
Благодаря переходу в молодежную лабораторию большинству респондентов удалось поработать над перспективной научной темой (72%) и улучшить исследовательские навыки (71%), приобрести опыт научной деятельности (70%) и работы в коллективе единомышленников (62%). Примерно каждый второй респондент сумел получить дополнительный доход (52%), новые возможности для публикаций (51%), а также расширить профессиональные связи (47%). Многие собрали материалы для будущей диссертации (39%), однако еще больше опрошенных (51%) это планировали сделать. Более четверти (29%) смогли устроиться на работу в материнской организации. Карьерное продвижение в академической сфере как личный результат отметили 19%, ставили такую цель почти вдвое больше респондентов (36%). Разрывы между планами и результатами объясняются пока еще весьма кратким периодом деятельности молодежных лабораторий.
Организации усилили кадровый потенциал
Эффективность программы молодежных лабораторий высоко оценивают представители материнских организаций. Ее основная ценность для них состоит в расширении кадровых возможностей привлечения и удержания молодых ученых в науке. Это особенно актуально для регионов, которые сталкиваются с повышенным оттоком исследователей в столичные организации, а также недостатком позиций для молодежи из-за слабой ротации сотрудников. Кроме того, молодежные лаборатории способствуют профессиональному росту научной молодежи, поскольку в них успешно идет процесс подготовки и защит диссертаций.
Фрагменты глубинных интервью:
«Всегда была проблема — закрепить молодежь в штате научного института. И новые лаборатории — очень удобный инструмент для того, чтобы позволить молодежи остаться, продолжать выполнять научные тематики. Новые молодежные лаборатории — это прекрасный инструмент для того, чтобы закрепить молодые кадры. Для регионов это вдвойне ценно, поэтому для нас это очень важная и нужная программа».
(ФГБУН «Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН»)
«У нас защищено за прошлый год 14 кандидатских диссертаций. Восемь из них — это сотрудники молодежной лаборатории».
(ФГБУН «Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения РАН»)
Комментарий
Леонид Гохберг
первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Как показал наш опрос, молодежные лаборатории вносят заметный вклад в развитие человеческого потенциала российской науки. Формируются новые коллективы, усиливаются исследовательские компетенции молодых ученых. Продолжение работы лабораторий на новом этапе позволит, наряду с развитием фундаментальной науки, обеспечить создание передовых технологий и решение востребованных экономикой прикладных задач в рамках кооперации с индустриальными партнерами.
Источники: результаты проекта «Научно-методическое обеспечение актуальных задач в сфере научно-технологического развития Российской Федерации» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Алена Нефедова и Елизавета Чефанова
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Генеративный ИИ в европейской науке: инструкция по применению»
См. также: