• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Хорошо ли работать в молодежной лаборатории?

Хорошо ли работать в молодежной лаборатории?

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует кадровый состав молодежных лабораторий, уровень удовлетворенности сотрудников условиями труда, а также изучает приобретенные компетенции и карьерные планы.

Справочно: эмпирической базой исследования, проведенного при поддержке Минобрнауки России и направленного на оценку результатов работы 740 лабораторий, созданных в 2019–2022 гг., послужили данные социологических опросов 605 руководителей (81,2% их общей численности на момент проведения исследования в октябре 2023 г.) и 3644 сотрудников лабораторий (42,5% их общей численности). Выборка соответствует генеральной совокупности по параметрам: год создания лаборатории, тип материнской организации, область науки.

Молодежные лаборатории — импульс для старта

Как показали результаты опроса руководителей, в большинстве случаев коллективы молодежных лабораторий были сформированы практически с нуля: у 17,2% респондентов данной категории изначально не было никакой команды, 67,8% взаимодействовали с несколькими коллегами с близкими исследовательскими темами, лишь у каждого седьмого руководителя (14,2%) был сложившийся коллектив, работающий над одной темой, еще до открытия лаборатории (рис. 1).

Большинство руководителей (85,5%) отметили, что при формировании команды столкнулись с определенными вызовами, в основном они были связаны с поиском сотрудников — причем как молодых в возрасте до 39 лет (у 45,1% руководителей возникали такие трудности), так и опытных в возрасте старше 39 лет (у 33,2% респондентов). Среди других сложностей многие отмечали неконкурентоспособность по уровню оплаты и условиям труда (42,6%), дефицит компетенций или недостаточный уровень квалификации сотрудников (36%).

В коллектив привлекались прежде всего студенты (84,6% руководителей отметили, что принимали обучающихся в состав своих лабораторий), аспиранты (81,8%), а также сотрудники материнских организаций (77,5%) и других научных и образовательных учреждений (63,1%). Намного реже приглашали работников из других типов организаций, например, коммерческого сектора или НКО (16,5%) (рис. 2). Средний размер коллектива молодежной лаборатории составляет 14 человек.

Как показали результаты опроса сотрудников молодежных лабораторий, в штат были зачислены 83,3% опрошенных, еще 6,4% оформлены в материнской организации, 10,1% привлечены на условиях внешнего совместительства, оставшиеся 0,2% работают по договорам ГПХ. Для 59,8% респондентов молодежная лаборатория является единственным местом работы, еще треть (33,7%) совмещают два места, у 6,5% сотрудников — три и более мест работы. Практически все заняты на научных должностях, при этом 40,8% являются младшими, еще около трети (28,7%) — научными или старшими научными сотрудниками (рис. 3).

Абсолютное большинство опрошенных сотрудников считают научную деятельность своим призванием (77,2%), 9,1% респондентов ответили отрицательно на данный вопрос, еще 13,7% затруднились с ответом (рис. 4). Важно отметить, что 95,7% респондентов планируют продолжать заниматься исследованиями в будущем.

Удовлетворенность работой

Абсолютное большинство сотрудников молодежных лабораторий отмечали, что довольны работой в лаборатории (41,9% ответили, что «довольны», еще 47,7% «скорее довольны»), не довольны всего 6,2% (оставшиеся 4,2% затруднились с ответом). Наибольшее удовлетворение приносят график работы, отношения с коллегами, содержание труда и интересные задачи. Нарекания чаще всего вызывают уровень оплаты труда (24,6% скорее или совершенно им не удовлетворены), а также возможности карьерного продвижения (14,7% опрошенных отметили, что не удовлетворены этим аспектом) (рис. 5).

Для каждого второго (46,3%) выплаты из средств лаборатории составляют более 60% от среднемесячного совокупного дохода (рис. 6), что говорит о значимости этого вида заработка для сотрудников.

Программа создания молодежных лабораторий во многом нацелена на развитие компетенций у молодых исследователей. По результатам опроса, большинство из них сумели приобрести навыки работы в команде (72,8%), подготовки научных публикаций (66,1%) и освоили современные методы исследований (66,2%). Еще 41,7% сотрудников получили опыт изобретательства и выдвижения новых идей, взаимодействия с партнерами и выстраивания профессиональных связей (39,9%).

Навыки, отмеченные в опросе реже всего, касаются управления правами на интеллектуальную собственность (13,2%), поиска и привлечения финансирования (11,9%), внедрения исследовательских результатов (в том числе их коммерциализации) (11,7%), а также использования ИИ в работе (10,2%). В будущем сотрудники хотели бы получить дополнительные знания о процессе подготовки заявок на гранты, овладеть современными методами исследований и навыками внедрения результатов (в том числе их коммерциализации) (рис. 7).

Дальнейшие карьерные планы

Продолжать работать в лаборатории в ближайшем будущем намерены абсолютное большинство опрошенных руководителей (93,4%) и сотрудников лабораторий (78,8%). Вопрос о карьерных планах вызвал затруднения у большего числа опрошенных сотрудников, нежели руководителей (среди первых затруднились ответить 8,2%, среди вторых — только 1,8%). Также сотрудники чаще руководителей планируют работать в другой научной организации (10,8 против 4,6%) и коммерческой компании (8,7 против 4,1%). В другой вуз планируют перейти 3,6% руководителей и 4,7% сотрудников лабораторий. Практически отсутствуют карьерные планы по переходу в государственные органы власти, а также на фриланс или репетиторство1.

Комментарий

Нефедова Алёна Игоревна

Нефедова Алена

старший научный сотрудник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Открытие молодежных лабораторий создает большие возможности для полноценного вовлечения студентов и аспирантов в исследования еще во время их обучения и может быть отличным стартом для работы в науке. Начинающие ученые могут быстрее интегрироваться в исследовательскую среду и решить, насколько эта деятельность близка и интересна. Для руководителей лабораторий становится проще отбирать, обучать и закреплять в науке наиболее мотивированные кадры. Кроме того, в таких лабораториях у молодежи есть пространство для поиска перспективных научных тем и широкие возможности для запуска как собственных, так и коллективных инициатив.

 


Источники: результаты проекта «Научно-методическое обеспечение актуальных задач в сфере научно-технологического развития Российской Федерации» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Алена Нефедова и Елизавета Чефанова

 


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Рост инновационных затрат бизнеса»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ