ИИ в предпринимательском секторе России и зарубежных стран
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует на основе данных Росстата и Евростата особенности применения искусственного интеллекта (ИИ) организациями предпринимательского сектора в России и зарубежных странах. Исследование реализуется в рамках мероприятия «Мониторинг создания и результатов применения технологий искусственного интеллекта в целях оценки уровня внедрения указанных технологий в отраслях экономики и социальной сферы» федерального проекта «Искусственный интеллект».
В России удельный вес организаций предпринимательского сектора, использующих технологии ИИ, в 2023 г. составил 6,3%, что лишь на 1,7 п. п. ниже среднего значения по странам — членам ЕС. В пятерку лидеров вошли Дания (15,2%), Финляндия (15,1%), Люксембург (14,5%), Бельгия (13,8%) и Нидерланды (13,4%). В числе стран с уровнем показателя ниже российского — Чехия, Франция, Италия, Польша (рис. 1).
Спрос на ИИ-технологии в России обусловлен, во-первых, тем, что высокотехнологичный бизнес решает с их помощью сложные наукоемкие и технологические задачи, тестирует новые продукты; во-вторых, по мере расширения спектра реализуемых задач и коммерциализации ИИ-приложений (чат-боты, виртуальные ассистенты, рекомендательные системы и др.) подобные продукты становятся дешевле и доступнее в эксплуатации даже для небольших предприятий, в том числе не ведущих собственных разработок на основе ИИ.
Самой распространенной в российских организациях предпринимательского сектора ИИ-технологией является компьютерное зрение: 3,9% компаний используют ее для распознавания, классификации, анализа и создания визуальных данных. По степени внедрения этого вида технологий Россия практически вдвое опережает ЕС (2,2%).
Интенсивность использования ИИ существенно дифференцирована по отраслям (табл. 1). Наиболее востребованы ИИ-решения в секторе информации и связи, а также в научно-технической деятельности. Организации этих отраслей обеспечивают не только разработку технологий ИИ, но и их внедрение в остальные секторы экономики. Реже всего ИИ применяют гостиницы, предприятия общественного питания, строительные компании. Низкий уровень проникновения ИИ может быть связан с отсутствием либо небольшим разнообразием на рынке профильных для этих отраслей технологических решений, неготовностью инфраструктуры, нехваткой квалифицированных кадров и др.
В пределах ЕС разница между отраслями с максимальным (информация и связь) и минимальным (строительство) значением доли организаций, применяющих ИИ, составляет 26,2 п. п. В странах — лидерах по использованию ИИ разрыв еще заметнее. Например, в Финляндии он достигает 45,7 п. п., в Дании — 41,1 п. п., в Люксембурге — 26,8 п. п. В России доля пользователей ИИ распределена по рассматриваемым отраслям предпринимательского сектора более равномерно: разница составляет 10,1 п. п.
В нашей стране сектор информации и связи по доле организаций, внедривших ИИ-технологии (8,4%), занимает 2-е место. Лидирует же оптовая и розничная торговля (12,2%). Во многом этому способствовало бурное развитие электронной коммерции, основанной на быстром и эффективном взаимодействии с клиентами с помощью технологий ИИ. В частности, возможности ИИ используются для анализа потребительских предпочтений, формирования индивидуальных предложений, онлайн-платежей и т. д. Особенность отечественного рынка ИИ-решений в том, что ведущие российские ИT-компании («Яндекс», «СберТех», VK и др.) не только разрабатывают, но и внедряют ИИ через собственные цифровые экосистемы, включающие различные маркетплейсы и сервисы по доставке потребительских товаров.
Предыдущий выпуск серии «Искусственный интеллект»:
«Обеспеченность организаций кадрами с компетенциями в области ИИ»
См. также: