DeepTech для экономики и общества: безопасность превыше всего
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил влияние кибербезопасности на рынок технологий диптеха (DeepTech) и их приоритетность для государственных и частных инвестиций.
DeepTech как драйвер венчурного рынка
В середине 2010-х гг. драйвером венчурного рынка были цифровые технологии и сервисы (в большинстве своем софтверные), стремительно набиравшие популярность среди населения. В последние годы значимый вклад в развитие венчурного рынка стали вносить глубокие технологии (DeepTech). Согласно расчетам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Crunchbase за 2020–2023 гг., всего по указанным направлениям в мире действуют порядка 32 тыс. технологических компаний и стартапов.
Мировой рынок технологий в целом претерпевает ряд кардинальных изменений, которые влияют на приоритеты инвесторов, а в последние несколько лет привели к снижению инвестиционной активности. В 2023 г. вложения в стартапы сократились почти на 40% от уровня предыдущего года и составили 285 млрд долл. (в 2022 г. — 462 млрд долл.). Эти тенденции продолжились и в текущем году: в третьем квартале рынок не смог выйти на уровень 70 млрд долл. (наименьший показатель с 2017 г.). Такой сдвиг вызван комплексом различных факторов, включая фрагментацию глобального рынка, замедление темпов экономического роста, снижение спроса, сокращение доступных финансовых ресурсов, ослабление в результате санкционной политики международных торгово-экономических институтов.
Среди очевидных драйверов развития рынка технологий в последние годы — стремление к созданию устойчивых промышленных экосистем, развитие новых транспортно-логистических маршрутов с минимальным антропогенным воздействием, а также физическая и цифровая безопасность на фоне острейших геополитических изменений. В I полугодии 2024 г. инвестиции в стартапы в области кибербеза как отдельную индустрию превысили 7 млрд долл. (более чем наполовину выше показателя за тот же период 2023 г.). Несмотря на снижение числа финансируемых проектов, вложения в них наращивают как западные игроки, так и представители БРИКС+.
Безопасность в DeepTech
Тематика цифровой безопасности сквозным образом «зашита» в технологиях диптеха. В 2022–2023 гг. более 5% всех диптех-компаний так или иначе разрабатывали решения в этой области, в области квантовых технологий — почти каждая четвертая компания (23,6% в 2022–2023 гг.) (рис. 1). Появление квантовых компьютеров с огромными вычислительными мощностями кардинально изменит архитектуру цифровых коммуникаций: так, практически любое зашифрованное с помощью текущих средств сообщение может быть моментально раскодировано. Многие ведущие организации в различных странах, включая финансовые и государственные учреждения, уже начали модернизировать свою цифровую инфраструктуру и в инициативном порядке разрабатывают новые виды защиты данных с помощью протоколов квантовой и постквантовой криптографии (см. подробнее о технологиях квантовой связи).
С квантовыми технологиями тесно связана фотоника. Специализирующиеся в области фотоники компании занимают 3-е место с долей в 2022–2023 гг. более 7% среди организаций диптеха, развивающих решения для кибербезопасности.
Космические технологии занимают 2-ю позицию по доле технологических компаний, связанных с задачами кибербезопасности (8,3% в 2022–2023 гг.). Круг игроков космической индустрии в последние годы существенно расширился благодаря удешевлению технологий и повышению их доступности. Это привело к обострению конкуренции, появлению новых продуктов и сервисов, объектов на орбите Земли и вместе с тем — к росту числа физических и цифровых угроз. Крупные компании в области авиационного и космического машиностроения (для гражданских и оборонных задач) рассматривают кибербезопасность как перспективное направление для диверсификации своей деятельности, которое в ближайшие годы будет расти высокими темпами. Так, собственные компетенции в этой области намерен развивать авиастроительный концерн Airbus, который для этого в 2024 г. приобрел немецкого вендора Infodas. Итальянская компания Leonardo планирует укрепить позиции в сфере кибербеза путем приобретения профильных компаний-разработчиков.
Искусственный интеллект — лидер среди направлений DeepTech (более 17,5 тыс. в 2020–2023 гг., по данным Crunchbase), при этом доля связанных с кибербезопасностью технологических компаний составляет 7%. Это значение в силу методологических ограничений на практике может оказаться выше: ИИ-решения все чаще применяются для защиты ИКТ-инфраструктуры, в то же время сами ИИ-решения нуждаются в защите на протяжении всего своего жизненного цикла.
Разработками в области кибербезопасности в 2022–2023 гг. занимались более 5% компаний промышленной робототехники. Они сталкиваются с серьезными вызовами в свете все более массового характера роботизации, необходимости обеспечить безопасную работу с физическими объектами, сложным и нередко опасным для человека механическим инструментарием. Даже в тех процессах, где человек лишь контролирует робота и не работает рядом с ним (т. е. исключается возможность нанесения вреда здоровью и жизни человека), кибератака может привести к остановке всей производственной линии, выходу из строя других систем и оборудования и в конечном итоге — финансовым и репутационным потерям от срыва заказов. На защищенность работы с роботами влияет еще целый ряд факторов, включая «стык» между физической и цифровой средами, адаптацию роботов под специфику отдельного предприятия-пользователя, уровень автоматизации процессов. А главная проблема состоит в том, что развитие инструментария кибербезопасности промышленных роботов не успевает за темпами их внедрения. Все это кратно повышает риски для пользователей, масштабы и ущерб от кибератак. Дальнейший тренд на создание мультифункциональных, гибких, способных адаптироваться под разные задачи роботов потребует еще более сложных инструментов их цифровой и физической защиты.
Комментирует
Юлия Туровец
заведующий отделом исследований цифровых технологий Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
Ранее успех проектов, особенно в области цифровых технологий, доминировавших среди предпочтений инвесторов, измеряли в скорости распространения нового продукта, которая стремительно сокращалась. Однако темпы внедрения не всегда говорят о востребованности или трансформационном потенциале новшества. К примеру, сервис ChatGPT после запуска в ноябре 2022 г. за пять дней привлек более 100 млн пользователей (на данный момент — рекордное время привлечения пользовательской аудитории). Но уже через пару лет его популярность начала снижаться: к осени 2024 г. показатель вернулся на исходные позиции в 133 млн пользователей (при 1,8 млрд посещений весной текущего года). В случае сетей связи 5G количество подключений к ним лишь к концу 2023 г. превысило 1,5 млрд, т. е. спустя четыре года после появления. Большинство глубоких технологий требуют времени на разработку и апробацию, развитие инфраструктуры, адаптацию решений и потребителей, но спустя время приносят больший выигрыш для экономики.
До конца десятилетия и далее диптех-направления останутся ключевым приоритетом для стран и компаний, при этом государство сохранит статус крупнейшего инвестора. В мире из топ-100 перспективных стартапов почти треть получают поддержку от различных государственных институтов. При этом чаще всего она реализуется в форме постоянных программ. Но и для частного капитала глубокие технологии обеспечивают долгосрочные выгоды: при значительных инвестициях (100 млн долл. и более) проекты диптеха показывают большую норму доходности и меньше подвержены колебаниям при смене инвестиционных циклов. Многие венчурные фонды перестраиваются под специфику этих направлений, увеличивая срок окупаемости своих проектов до семи-десяти лет.
Кибербезопасность — намного более широкое понятие. Сегодня сложно провести четкую границу между цифровой и физической средой: защищенность цифровых систем напрямую влияет на безопасность людей, промышленных, инфраструктурных и иных объектов. Цифровой компонент встроен практически во все современные высокотехнологичные решения. С этой позиции актуальная для России задача по роботизации промышленности должна сопровождаться обеспечением аппаратной и программной безопасности еще на этапе проектирования отечественных решений, в диалоге между пользователями, разработчиками и производителями.
Источники: результаты проекта «Определение технологических приоритетов в период глобальных трансформаций» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2024 год; результаты проекта «Экспертно-аналитическое сопровождение деятельности по развитию высокотехнологичных направлений в 2024 г., включая подготовку ежегодного доклада („белой книги“) о развитии отдельных высокотехнологичных направлений» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Алина Фокина и Юлия Туровец
Предыдущий выпуск серии «Цифровая экономика»:
«Что россияне делают со старыми гаджетами?»
См. также: