Перспективы массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в сфере высшего образования
В новом информационном бюллетене ИСИЭЗ НИУ ВШЭ серии «Цифровая экономика» представлены мнения преподавателей и студентов вузов о перспективах массовых открытых онлайн-курсов (МООК), обобщенные по результатам опросов, проведенных в 2016 году в рамках мониторинга экономики образования (НИУ ВШЭ реализует проект по заказу Минобрнауки России).
Интерес преподавателей и студентов вузов к МООК
В 2016 году преподаватели значительно лучше студентов были осведомлены о МООК: 59% преподавателей и 27% студентов знали об их существовании. Преподаватели чаще, чем студенты проявляли интерес к возможности пройти обучение с помощью МООК либо уже имели личный опыт такого обучения. (рис. 1). Но пока механизм обучения с помощью МООК мало распространен в сфере высшего образования: только 11% преподавателей и 4% студентов уже проходили какое-либо обучение на МООК.
Перспективы и цели обучения на МООК
Потенциальный прирост численности обучающихся по собственной инициативе на МООК среди преподавателей и студентов вузов пока достаточно ограничен. Из числа знающих о МООК определенно собираются в будущем учиться на них 26% преподавателей и 22% студентов. Доля тех, у кого нет определенных планов по поводу такого обучения, существенно больше: 60% преподавателей и 70% студентов.
Преподаватели готовы участвовать в обучении на МООК преимущественно из профессионального интереса: для повышения профессиональной квалификации по специальности (75%), освоения новых методик преподавания (42%), получения опыта дистанционного обучения (29%).
Студенты в большей степени рассматривают обучение на МООК как способ общего развития (45%), повышения подготовки по получаемой специальности (41%), для трудоустройства, получения нужной работы (26%). Лишь 10% студентов считают, что обучение на МООК может использоваться для повышения успеваемости в вузах.
Преимущества и недостатки МООК
В качестве главного преимущества при обучении на МООК преподаватели и студенты называли повышение доступности обучения (более 55% респондентов). Преподавателями также в числе важных преимуществ отмечались возможность повысить свой профессиональный уровень (31%) и использовать современные методики обучения (22%). А для студентов важными положительными факторами являются возможность обучаться в индивидуальном темпе (37%), возможность разностороннего развития (31%).
Среди ключевых недостатков МООК чаще всего указывались отсутствие возможности индивидуального общения между студентами и преподавателями, невозможность проконтролировать, кто именно выполнял задание, и высокая вероятность бросить обучение (последнее наиболее характерно для студентов). Существенно реже отмечался риск снижения качества обучения.
Отношение преподавателей и студентов к замене очных курсов, преподаваемых в вузе, на МООК
У преподавателей чаще, чем у студентов, встречается отрицательное отношение к возможности замены в вузах очных курсов как по общим, так и по специальным дисциплинам на МООК. О замене курсов по общим дисциплинам на МООК отрицательно высказались 39% преподавателей и 24% студентов, а о замене курсов по специализированным дисциплинам на МООК — 61% преподавателей и 36% студентов (рис. 2).
В целом студенты скорее положительно отнеслись бы к возможности выбора МООК вместо очных курсов по общим дисциплинам и нейтрально к возможности выбора МООК по специализированным дисциплинам. Преподаватели же умеренно отрицательно высказались об идее замены очных курсов по общим дисциплинам на МООК и явно отрицательно — о замене очных курсов по специализированным дисциплинам на МООК. Такая позиция преподавателей отчасти может объясняться их опасениями, что МООК в будущем могут составить конкуренцию «традиционным» курсам и лишат преподавателей аудиторной нагрузки, части заработков.
Таким образом, в настоящее время студенты пока слабо информированы о МООК и если интересуются МООК, то, скорее, как способом для саморазвития, а не как альтернативой, или даже дополнением к традиционному способу обучения. А для преподавателей МООК является хорошей альтернативой традиционным программам повышения квалификации.
Расчеты выполнены по результатам опросов преподавателей и студентов вузов, проведенных в рамках мониторинга экономики образования, реализуемого НИУ ВШЭ по заказу Министерства образования и науки РФ.
Материал подготовили Наталья Бондаренко, Сергей Рощин, Яна Рощина, Виктор Рудаков, Николай Шугаль
Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав. |
Все бюллетени серий «Цифровая экономика» и «Наука, технологии, инновации»