• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловой климат в сфере услуг в IV квартале 2017 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сфере услуг России в четвертом квартале 2017 года.

Эксперты Центра констатировали, что российский рынок услуг продолжил функционировать в рамках стагнационного сценария. Совокупные предпринимательские оценки основных показателей деятельности организаций остались в диапазоне значений трех предыдущих кварталов, отразив слабый спрос на услуги со стороны населения и бизнеса, ухудшение производственных и финансовых результатов деятельности сервисных организаций и в целом недостаточно благоприятный деловой климат в этом секторе экономики.

Главный индикатор обследования — сезонно скорректированный индекс предпринимательской уверенности, интегрально характеризующий деловой климат в сфере услуг, на протяжении всего 2017 г. сохранял отрицательное значение (-4%). Это лучший результат за последние двенадцать кварталов, однако он значительно ниже положительных предкризисных параметров индекса. Позитивные настроения преобладали только среди предпринимателей, оказывающих страховые услуги; в этом виде деятельности индекс достиг положительного значения. Наиболее неблагоприятный деловой климат сложился в сегментах оказания риэлторских и персональных услуг, а также ремонта предметов личного потребления.

Ожидания респондентов на I квартал 2018 г. были умеренно оптимистичными; негативный прогноз (-2%) сложился только по численности занятых. Большинство предпринимателей не планировали заметно повышать цены на оказываемые услуги. Вместе с тем, позитивные предпринимательские ожидания редко реализуются в полной мере; прогнозные оценки данного обследования дают основание предположить, что при отсутствии форс-мажорных событий стагнационное развитие сферы услуг продолжится и в начале 2018 года.

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.

Скачать бюллетень «Деловой климат в сфере услуг в IV квартале 2017 года» (.pdf 1,82 Мб)

Предыдущий выпуск бюллетеня

Все бюллетени Центра конъюнктурных исследований