Как россияне пользуются интернетом
IQ.hse.ru разбирается, как граждане используют интернет, основываясь на данных краткого статистического сборника ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Цифровая экономика».
Среди основных ее индикаторов — использование интернета населением (для коммуникаций, финансовых операций, поиска контента, получения образования и проч.).
Российские данные на эту тему в сборнике приводятся на фоне других стран. При сопоставлении видно, что Россия отличается высокой долей граждан, выходящих в интернет, чтобы пользоваться соцсетями — 76% (здесь и далее для РФ указаны проценты от численности интернет-пользователей в возрасте 15–72 лет).
Примерно равные показатели у Швеции (75%) и Великобритании (73%). Значительно меньше поклонников соцсетей во Франции (47%), а больше — в Японии (88%).
Обратная ситуация (сравнительно низкая доля населения) — с отправкой и получением электронной почты: 42%. В то время как в Германии, США, Чехии, Финляндии, Швеции — от 91% до 94%.
44% россиян используют интернет для телефонных звонков или видеоразговоров. Приблизительно как британцы, эстонцы и чехи. Наименьшие показатели в Южной Корее (23%) и Германии (31%).
Отечественная статистика просмотра ТВ и скачивания видео сопоставима с Японией (51% населения в РФ, 55% — в Японии), игр на компьютере — с Италией (по 31%).
Значительно реже в международном сравнении жители России читают или скачивают в сети СМИ (газеты, журналы) и электронные книги: 22% против 82–89% в Китае, Южной Корее, Чехии, Финляндии, Швеции, Эстонии.
Не популярны (на фоне других государств) возможности интернета в сфере образования:
лишь 3% пользователей интернета в РФ занимаются дистанционным обучением. В США — 22%, Финляндии — 15%, Китае — 14%;
9% ищут информацию об образовательных услугах. В Эстонии, Германии, Великобритании — 42–49%;
41% обращаются за знаниями к онлайн-энциклопедиям (Википедия и др.). Это меньше, чем в Финляндии (77%) или Германии (75%), но больше, чем в Японии (28%).
Существенно отстают россияне в скачивании программного обеспечения: 9% против 48% в Эстонии или 38% в Германии.
Товары и услуги в онлайне заказывает 23% россиян. Рядом в рейтинге Италия (29%) и Китай (34%). На верхних строчках Великобритания — 83%, Швеция — 76%, Германия — 74%.
Такая же часть пользователей (23%) осуществляют в интернете финансовые операции. Меньше (12%) — в Японии, значительно больше (92%) — в Финляндии.
Первый среди факторов, сдерживающих использование интернета в России, – отсутствие необходимости (нежелание пользоваться, нет интереса). Об этом говорят около 70% граждан в возрасте 15–72 лет, выходивших в сеть более года назад или не выходивших никогда. Четверти (25%) не хватает навыков для «цифровой» работы. Для 11% ограничителем выступают высокие затраты на подключение. Для 4,5% — отсутствие технической возможности подключения. Чуть более 2% игнорируют интернет по соображениям информационной безопасности.
Источник: IQ.hse.ru