Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в Российской Федерации
В новом выпуске информационного бюллетеня серии «Наука, технологии, инновации» Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные об ассигнованиях на гражданскую науку из средств федерального бюджета России.
Общий объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2017 г. составил 377,9 млрд руб.1 (рис. 1), или 0,41% ВВП. По сравнению с уровнем 2000 г. их величина выросла в 3,3 раза (в постоянных ценах). Основное их увеличение приходилось на 2000–2013 гг. (в 4,7 раза). В последние четыре года в силу бюджетных ограничений, обусловленных экономической ситуацией, наблюдалось снижение (в постоянных ценах) в среднем за год на 8,4%, или на 29,7% от уровня 2013 г. В 2018–2020 гг. планируется выделять из бюджета на гражданскую науку ежегодно свыше 350 млрд руб. (в действующих ценах).2
Удельный вес ассигнований на гражданскую науку в расходах федерального бюджета имеет схожую динамику: рост до наибольшей отметки в 2013 г. (3,19%) и снижение в последующие годы до 2,3% в 2017 г. В 2018 г. ожидается увеличение данного показателя до 2,7%.
В составе ассигнований на гражданскую науку выделяются средства на фундаментальные исследования (их доля в 2017 г. равна 31%) и на прикладные научные исследования гражданского назначения (69%). Если в 2011–2016 гг. на долю фундаментальных исследований приходилось менее 30% (рис. 2), то в 2018–2020 гг. в соответствии с действующим законом о бюджете планируется превысить отметку в 40%.
В 2017 г. ассигнования на фундаментальные исследования из средств федерального бюджета увеличились на 5,7% по сравнению с предыдущим годом (в постоянных ценах), а на прикладные научные исследования гражданского назначения — снизились на 16,6%. Объем бюджетной поддержки последних планомерно сокращается, начиная с 2014 г. (рис. 3).
Анализ структуры ассигнований на гражданскую науку по подразделам бюджетной классификации в динамике показывает, что наибольшая доля приходится на прикладные научные исследования в области национальной экономики (рис. 4): в 2017 г. она составила 55,5%, хотя это ниже, чем в 2016 г. (62,4%). В 2018 г. ожидается дальнейшее уменьшение значения данного показателя до 43,2%.
Методические комментарии
Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета — денежные средства, выделенные из федерального бюджета на развитие науки по направлениям, имеющим гражданское назначение. Вплоть до введения с 01.01.2005 новой бюджетной классификации (в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 23.12.2004 № 174-ФЗ) указанные ассигнования учитывались в составе подразделов 0601 «Фундаментальные исследования» и 0602 «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса» раздела 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» федерального бюджета.
В настоящее время к данной категории относятся все расходы федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, по следующим подразделам классификации расходов бюджетов: фундаментальные исследования (0110); прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов (0112); прикладные научные исследования в области национальной экономики (0411); прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства (0504); прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды (0604); прикладные научные исследования в области образования (0708); прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии (0803); прикладные научные исследования в области здравоохранения (0908); прикладные научные исследования в области социальной политики (1005), прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта (1104), прикладные научные исследования в области средств массовой информации (1203).
Различают плановые ассигнования, установленные в соответствии с утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете, и фактические (действительные) расходы на основании отчета об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по данным Федерального казначейства. Их анализ и сопоставление позволяют оценить структуру бюджетного финансирования науки, приоритеты государственной научно-технической политики и степень их практической реализации.
Источники: Отчеты об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (по данным Федерального казначейства).
Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ; результаты проекта «Исследование активности субъектов инновационного процесса: развитие теоретической рамки и методических подходов» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Татьяна Ратай
Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав. |
Предыдущий выпуск: «Деловой климат в науке: мониторинг задач и приоритетов Стратегии научно-технологического развития РФ»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»