• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновационная витрина страны

Инновационно-производственный кластер Москвы, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города, все ближе к стадии практической реализации. Вопросы его структуры, границ, системы управления, а также соотношения имеющихся федеральных инструментов поддержки с теми, что готов реализовать город, обсудили на стратегической сессии, организованной Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы и НИУ ВШЭ.

посмотреть фотоальбом

Столичные власти весьма активно подключились к интенсивному кластерному движению, благодаря которому в России за последнее десятилетие появилось более 200 кластерных инициатив, поддерживаемых по линии Минэкономразвития, Минпромторга и других ведомств. Только этим летом на разных площадках прошла серия экспертных обсуждений, их итоги в значительной мере задали повестку стратегической сессии, состоявшейся 9 августа 2018 года на площадке Высшей школы экономики.

См. также колонку ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова на РБК «Cтартап в большом городе: для чего Москве инновационный суперкластер»

На данном этапе Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, как сказал его глава Алексей Фурсин, готов обсуждать любые предложения по развитию инновационно-производственного кластера, стремясь до принятия указа о его создании проговорить со всеми потенциальными стейкхолдерами варианты взаимодействия, наметить достижимые цели и эффекты. Алексей Фурсин выразил благодарность Высшей школе экономики за бенчмаркинг лучших кластерных практик и проработку вариантов кооперации. В значительной мере именно из-за необходимости ее усиления между субъектами инновационной системы Москвы и возникла идея о создании столичного мегакластера.

Оценка лучших традиций для московских инноваторов

«Сейчас важно оценить соотношение между федеральными и городскими мерами для развития кластера, — сказал модератор стратегической сессии первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг. — Опыт Москвы здесь достаточно большой. Столичные власти уже апробировали целый ряд подходов к поддержке инновационной деятельности в значительно больших масштабах, чем во многих субъектах России. Здесь есть два инновационных кластера, сеть технопарков, особая экономическая зона, бизнес-инкубаторы. Необходимо систематизировать все эти меры для масштабирования и эффективного использования на новой основе».

Сочетание федеральных инструментов поддержки и запускаемых в столице стало одной из ключевых тем в ходе последовавшей дискуссии и работы в группах. Например, важной отраслью специализации Москвы является сектор исследований и разработок, однако в силу федерального подчинения науки город «очень сдержанно» к ней относится, считает первый проректор НИУ ВШЭ. Он сослался на недавнее исследование ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, показавшее, что на Москву приходится почти половина (44,9%) всех российских публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science. Важно не упустить огромный научный блок столицы, подчеркнул Алексей Фурсин, развернув этот потенциал в интересах более интенсивного развития не только города, но и всей страны.

Никита Пономаренко, замдиректора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России, которое в начале августа поддержало создание столичного мегакластера, говорил о необходимости расширения эффектов его деятельности за пределы города, в том числе с выходом на международные рынки. Он выделил ориентацию на экспорт в качестве важнейшего критерия получения поддержки проектов и в программе МЭР по развитию инновационных кластеров-лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня.

Кластер на доверии к будущему

Московские власти будут вовлекать в кластер максимально широкий круг организаций, заинтересованных в разработке новых продуктов, помогать им в поиске партнеров, сборке совместных проектов, выстраивании взаимодействия с органами власти федерального уровня и субъектов РФ, государственными институтами развития.

Совместные проекты не должны запускаться специально под меры поддержки, сугубо по формальному принципу, подчеркнул руководитель Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко. Кластер создается на фоне радикальной перестройки цепочек добавленной стоимости, модификации производства, сдвига в сторону сферы услуг, исчезновения целых отраслей. Сможет ли Москва отвечать на вызовы времени и производить конкурентоспособные товары и услуги как для столичного, так и для внутреннего рынка России и других стран?

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что для трансформации цепочек нужна совместная работа многих организаций, которую государство поддерживает в разных форматах, включая консорциумы, кластеры, технологические платформы и живые лаборатории, отметил Евгений Куценко. Для Москвы кластер должен выступить инструментом ускорения разработки и вывода на рынок новых продуктов и услуг на основе более эффективной кооперации участников.

В ходе экспертных дискуссий и отраслевых совещаний обсуждается целый ряд специальных мер поддержки кооперации в инновационной сфере. Свести весь объем потребностей к одной новой мере не получается, так как разработка, выпуск и масштабирование нового продукта предполагает последовательную кооперацию с разными контрагентами. Сначала это научные организации и вузы в рамках процесса коммерциализации, затем, когда предприятие расширяется, важно достичь договоренностей с поставщиками и наладить сбыт, одновременно с этим фирмы, как правило, задумываются о различных форматах взаимодействия с образовательными учреждениями по вопросу развития своих кадров. Все эти форматы кооперации можно поддерживать, стимулируя их распространение.

Какие идеи могут скреплять совместные проекты участников кластера и после прекращения господдержки? Среди направлений столичной инновационной повестки и межрегионального экспорта в ходе стратегической сессии назывались развитие инфраструктуры «умного города», центра финансовых услуг, здравоохранения, образования, НИР и НИОКР, индустрий моды и туризма. Важным блоком для генерации проектов может стать городское хозяйство. По словам Ивана Данилина, заведующего отделом науки и инноваций ИМЭМО РАН, через деятельность кластера необходимо «транслировать интересы города». Стимулами к участию в кластере также могут быть системное прогнозирование научно-технологического развития, комплексная подготовка кадров, формирование бирж компетенций и оборудования.

Кристина Волконицкая, замруководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, обещала по максимуму учесть и гармонизировать интересы потенциальных участников кластера и пригласила продолжить обсуждение направлений его развития в формате выездной форсайт-сессии 16 августа.