Исследователи — основа кадрового потенциала науки
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает анализировать характеристики кадрового потенциала российской науки в сравнении с мировой и обращает внимание на ключевую категорию персонала — исследователей.
В 2017 г. в России численность исследователей составила 359,8 тыс. чел., что меньше на 2,9% по сравнению с предыдущим годом. За период с 2008 г. она снизилась на 4,3%, сокращаясь в среднем на 0,5% в год.
Уменьшилась и численность исследователей в эквиваленте полной занятости — на 9% по сравнению с 2008 г., составив 410,6 тыс. чел. в 2017 г. (табл. 1). Несмотря на продолжающееся снижение, Россия остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке, уступая только Китаю, США и Японии. В большинстве зарубежных стран, прежде всего членов ОЭСР, наблюдается тенденция роста данного показателя за рассматриваемый период.
Таблица 1. Первая десятка стран – лидеров по численности исследователей (в эквиваленте полной занятости)
Позиция |
Страна |
Численность |
Темп прироста |
Удельный вес | ||
2008 |
2017* |
2008 |
2017* | |||
4 |
Россия |
451 213 |
410 617 |
-9,0 |
51,9 |
52,8 |
1 |
Китай |
1 592 420 |
1 692 176 |
+6,3 |
81,0 |
43,6 |
2 |
США |
1 190 957 |
1 379 977 |
+15,9 |
... |
... |
3 |
Япония |
656 676 |
665 566 |
+1,4 |
74,4 |
76,3 |
5 |
Германия |
302 641 |
400 821 |
+32,4 |
57,8 |
61,0 |
6 |
Республика Корея |
236 137 |
361 292 |
+53,0 |
80,2 |
80,8 |
7 |
Великобритания |
251 932 |
291 416 |
+15,7 |
73,6 |
69,4 |
8 |
Индия |
... |
282 994 |
... |
... |
53,6 |
9 |
Франция |
227 679 |
277 631 |
+21,9 |
59,5 |
64,8 |
10 |
Бразилия |
113 435 |
183 853 |
+62,1 |
53,9 |
52,9 |
* Или ближайшие годы, по которым имеются данные.
** Расчеты произведены по численности исследователей в эквиваленте полной занятости.
Исследователи — основная категория персонала, занятого исследованиями и разработками (ИР). Их доля в России, по данным 2017 г., составила 52,8% общей численности такого персонала, превысив отметку 2008 г. (51,9%). В странах – лидерах по численности исследователей на них приходится от 43,6% (в Китае) до 80,8% (в Республике Корея).
Предпринимаемые в России в последнее десятилетие меры по привлечению и закреплению молодежи в научной сфере дают свои результаты: возрастная структура исследователей стала более сбалансированной (табл. 2). Так, удельный вес лиц в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей увеличился за период 2008–2017 гг. с 31,8 до 43,9%, в возрасте 40–59 лет — снизился с 43 до 30,9% и старше 60 лет — изменился лишь с 25,2 до 25,3%.
Численность исследователей высшей научной квалификации — кандидатов и докторов наук, составляющих ядро кадрового потенциала российской науки, в 2017 г. составила 103,3 тыс. чел. (28,7% общей численности исследователей). Для сравнения: в 2008 г. — 101 тыс. чел. и 26,9% соответственно.
Таблица 2. Исследователи по возрастным группам
|
Численность исследователей |
Темп прироста | |||
человек |
в процентах к итогу | ||||
2008 |
2017 |
2008 |
2017 | ||
Всего |
375 804 |
359 793 |
100,0 |
100,0 |
-4,3 |
До 29 лет (включительно) |
66 191 |
66 376 |
17,6 |
18,4 |
+0,3 |
30–39 лет |
53 364 |
91 429 |
14,2 |
25,4 |
+71,3 |
40–49 лет |
62 733 |
51 149 |
16,7 |
14,2 |
-18,5 |
50–59 лет |
98 756 |
59 893 |
26,3 |
16,6 |
-39,4 |
60–69 лет |
64 528 |
57 414 |
17,2 |
16,0 |
-11,0 |
70 и более |
30 232 |
33 532 |
8,0 |
9,3 |
+10,9 |
Средний возраст российских исследователей, а также кандидатов наук и лиц, не имеющих ученую степень, понемногу снижается, а докторов наук — имеет тенденцию к увеличению (рис. 1).
Почти две трети исследователей (62,3% в 2017 г.) заняты в области технических наук, наименьшая доля приходится на сельскохозяйственные науки (2,9%). В целом за период 2008–2017 гг. увеличение численности исследователей отмечалось в области общественных (+39,3%) и гуманитарных (+38,5%) наук, в остальных областях произошло снижение (табл. 3).
Таблица 3. Исследователи по областям науки
|
Численность исследователей |
Темп прироста численности | |||
человек |
в процентах к итогу | ||||
2008 |
2017 |
2008 |
2017 | ||
Всего |
375 804 |
359 793 |
100,0 |
100,0 |
-4,3 |
Естественные науки |
91 117 |
79 980 |
24,2 |
22,2 |
-12,2 |
Технические науки |
232 463 |
224 111 |
61,9 |
62,3 |
-3,6 |
Медицинские науки |
16 713 |
14 942 |
4,4 |
4,2 |
-10,6 |
Сельскохозяйственные науки |
13 622 |
10 343 |
3,6 |
2,9 |
-24,1 |
Общественные науки |
13 012 |
18 126 |
3,5 |
5,0 |
+39,3 |
Гуманитарные науки |
8 877 |
12 291 |
2,4 |
3,4 |
+38,5 |
Наиболее высокий уровень квалификации (определяемый по доле лиц, имеющих ученую степень) прослеживается среди исследователей, занятых в области гуманитарных наук (67,1%), столь же значительна эта доля в области медицинских и общественных наук (65,3 и 63,6% соответственно) (рис. 2).
Распределение численности исследователей по секторам науки показывает, что в предпринимательском секторе сосредоточено немногим более половины исследователей (51,8% в 2017 г.), государственном — 36,2%, высшего образования — 11,7% и секторе некоммерческих организаций — 0,3%. В последних двух секторах отмечается увеличение численности исследователей в целом за период 2008–2017 гг. (табл. 4).
Таблица 4. Исследователи по секторам науки
|
Численность исследователей |
Темп прироста численности | |||
человек |
в процентах к итогу | ||||
2008 |
2017 |
2008 |
2017 | ||
Всего |
375 804 |
359 793 |
100,0 |
100,0 |
-4,3 |
Государственный сектор |
132 261 |
130 081 |
35,2 |
36,2 |
-1,6 |
Предпринимательский сектор |
209 579 |
186 347 |
55,8 |
51,8 |
-11,1 |
Сектор высшего образования |
33 160 |
42 113 |
8,8 |
11,7 |
+27,0 |
Сектор некоммерческих организаций |
804 |
1 252 |
0,2 |
0,3 |
+55,7 |
Методические комментарии
Эквивалент полной занятости научными исследованиями и разработками — показатель, который отражает сумму долей времени, фактически израсходованных персоналом, занятым научными исследованиями и разработками, на их выполнение, и измеряется в человеко-годах. Среди занятых научными исследованиями и разработками могут быть как лица, участвующие в нескольких проектах одновременно, так и те, кто посвящает этому лишь часть рабочего времени (например, совместители, консультанты, преподаватели высших учебных заведений и др.), поэтому учет их численности лишь в физических лицах может привести к переоценке суммарных человеческих ресурсов, вовлеченных в сферу исследований и разработок.
Исследователи — работники, профессионально занимающиеся исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата, ОЭСР, ЮНЕСКО и Евростата; результаты проекта «Экспертиза отдельных направлений научной и образовательной политики на основе анализа международного опыта и данных эмпирических обследований».
Материал подготовили Татьяна Ратай и Ирина Тарасенко
Предыдущий выпуск: «Сектор ИКТ в России»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»