• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Исследователи — основа кадрового потенциала науки

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает анализировать характеристики кадрового потенциала российской науки в сравнении с мировой и обращает внимание на ключевую категорию персонала — исследователей. 

Версия для печати

В 2017 г. в России численность исследователей составила 359,8 тыс. чел., что меньше на 2,9% по сравнению с предыдущим годом. За период с 2008 г. она снизилась на 4,3%, сокращаясь в среднем на 0,5% в год.

Уменьшилась и численность исследователей в эквиваленте полной занятости — на 9% по сравнению с 2008 г., составив 410,6 тыс. чел. в 2017 г. (табл. 1). Несмотря на продолжающееся снижение, Россия остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке, уступая только Китаю, США и Японии. В большинстве зарубежных стран, прежде всего членов ОЭСР, наблюдается тенденция роста данного показателя за рассматриваемый период.

Таблица 1. Первая десятка стран – лидеров по численности исследователей (в эквиваленте полной занятости)

Позиция
страны

Страна

Численность
исследователей
(в эквиваленте полной
занятости),
человеко-лет

Темп прироста
численности
исследователей
(в эквиваленте
полной занятости),

проценты

Удельный вес
исследователей в общей
численности персонала,
занятого исследованиями
и разработками,

проценты**

2008

2017*

2008

2017*

4

Россия

451 213

410 617

-9,0

51,9

52,8

1

Китай

1 592 420

1 692 176

+6,3

81,0

43,6

2

США

1 190 957

1 379 977

+15,9

...

...

3

Япония

656 676

665 566

+1,4

74,4

76,3

5

Германия

302 641

400 821

+32,4

57,8

61,0

6

Республика Корея

236 137

361 292

+53,0

80,2

80,8

7

Великобритания

251 932

291 416

+15,7

73,6

69,4

8

Индия

...

282 994

...

...

53,6

9

Франция

227 679

277 631

+21,9

59,5

64,8

10

Бразилия

113 435

183 853

+62,1

53,9

52,9

*  Или ближайшие годы, по которым имеются данные.
** Расчеты произведены по численности исследователей в эквиваленте полной занятости.

Исследователи — основная категория персонала, занятого исследованиями и разработками (ИР). Их доля в России, по данным 2017 г., составила 52,8% общей численности такого персонала, превысив отметку 2008 г. (51,9%). В странах – лидерах по численности исследователей на них приходится от 43,6% (в Китае) до 80,8% (в Республике Корея).

Предпринимаемые в России в последнее десятилетие меры по привлечению и закреплению молодежи в научной сфере дают свои результаты: возрастная структура исследователей стала более сбалансированной (табл. 2). Так, удельный вес лиц в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей увеличился за период 2008–2017 гг. с 31,8 до 43,9%, в возрасте 40–59 лет — снизился с 43 до 30,9% и старше 60 лет — изменился лишь с 25,2 до 25,3%.

Численность исследователей высшей научной квалификации — кандидатов и докторов наук, составляющих ядро кадрового потенциала российской науки, в 2017 г. составила 103,3 тыс. чел. (28,7% общей численности исследователей). Для сравнения: в 2008 г. — 101 тыс. чел. и 26,9% соответственно.

Таблица 2. Исследователи по возрастным группам

 

Численность исследователей

Темп прироста
численности
исследователей,
проценты

человек

в процентах к итогу

2008

2017

2008

2017

Всего

375 804

359 793

100,0

100,0

-4,3

До 29 лет (включительно)

66 191

66 376

17,6

18,4

+0,3

30–39 лет

53 364

91 429

14,2

25,4

+71,3

40–49 лет

62 733

51 149

16,7

14,2

-18,5

50–59 лет

98 756

59 893

26,3

16,6

-39,4

60–69 лет

64 528

57 414

17,2

16,0

-11,0

70 и более

30 232

33 532

8,0

9,3

+10,9

Средний возраст российских исследователей, а также кандидатов наук и лиц, не имеющих ученую степень, понемногу снижается, а докторов наук — имеет тенденцию к увеличению (рис. 1).

Почти две трети исследователей (62,3% в 2017 г.) заняты в области технических наук, наименьшая доля приходится на сельскохозяйственные науки (2,9%). В целом за период 2008–2017 гг. увеличение численности исследователей отмечалось в области общественных (+39,3%) и гуманитарных (+38,5%) наук, в остальных областях произошло снижение (табл. 3).

Таблица 3. Исследователи по областям науки

 

Численность исследователей

Темп прироста численности
исследователей,
проценты

человек

в процентах к итогу

2008

2017

2008

2017

Всего

375 804

359 793

100,0

100,0

-4,3

Естественные науки

91 117

79 980

24,2

22,2

-12,2

Технические науки

232 463

224 111

61,9

62,3

-3,6

Медицинские науки

16 713

14 942

4,4

4,2

-10,6

Сельскохозяйственные науки

13 622

10 343

3,6

2,9

-24,1

Общественные науки

13 012

18 126

3,5

5,0

+39,3

Гуманитарные науки

8 877

12 291

2,4

3,4

+38,5

Наиболее высокий уровень квалификации (определяемый по доле лиц, имеющих ученую степень) прослеживается среди исследователей, занятых в области гуманитарных наук (67,1%), столь же значительна эта доля в области медицинских и общественных наук (65,3 и 63,6% соответственно) (рис. 2).

Распределение численности исследователей по секторам науки показывает, что в предпринимательском секторе сосредоточено немногим более половины исследователей (51,8% в 2017 г.), государственном — 36,2%, высшего образования — 11,7% и секторе некоммерческих организаций — 0,3%. В последних двух секторах отмечается увеличение численности исследователей в целом за период 2008–2017 гг. (табл. 4).

Таблица 4. Исследователи по секторам науки

 

Численность исследователей

Темп прироста численности
исследователей,
проценты

человек

в процентах к итогу

2008

2017

2008

2017

Всего

375 804

359 793

100,0

100,0

-4,3

Государственный сектор

132 261

130 081

35,2

36,2

-1,6

Предпринимательский сектор

209 579

186 347

55,8

51,8

-11,1

Сектор высшего образования

33 160

42 113

8,8

11,7

+27,0

Сектор некоммерческих организаций

804

1 252

0,2

0,3

+55,7

Методические комментарии

Эквивалент полной занятости научными исследованиями и разработками — показатель, который отражает сумму долей времени, фактически израсходованных персоналом, занятым научными исследованиями и разработками, на их выполнение, и измеряется в человеко-годах. Среди занятых научными исследованиями и разработками могут быть как лица, участвующие в нескольких проектах одновременно, так и те, кто посвящает этому лишь часть рабочего времени (например, совместители, консультанты, преподаватели высших учебных заведений и др.), поэтому учет их численности лишь в физических лицах может привести к переоценке суммарных человеческих ресурсов, вовлеченных в сферу исследований и разработок.

Исследователи — работники, профессионально занимающиеся исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности.

Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата, ОЭСР, ЮНЕСКО и Евростата; результаты проекта «Экспертиза отдельных направлений научной и образовательной политики на основе анализа международного опыта и данных эмпирических обследований».

Материал подготовили Татьяна Ратай и Ирина Тарасенко


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск: «Сектор ИКТ в России»

Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»