• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Интеграция населения в цифровое пространство

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в новом выпуске серии «Цифровая экономика» представляет сведения о том, насколько интенсивно и в каких целях россияне используют интернет, и как менялась динамика этих показателей в 2014–2017 годы.

Версия для печати

Цифровизация рассматривается как один из ключевых факторов роста экономики на ближайшие 10–15 лет и дальнейшую перспективу. По оценкам экспертов Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, при выполнении необходимых институциональных условий и повсеместном развертывании инфраструктуры цифровизация может обеспечить к 2030 г. рост ВВП на 30%1. Влияние этого процесса столь велико и всеобъемлюще, что можно говорить о цифровой трансформации бизнеса, государственного управления, социальной сферы и общества, а также об интеграции населения в формирующееся цифровое пространство.

Цифровые технологии проникают во все сферы жизнедеятельности человека, меняя устоявшийся уклад и модели взаимодействия. Доля пользователей интернета среди взрослого населения России ежегодно увеличивается. В 2017 г. она достигла 83,7%, что в 1,7 раза выше уровня 2010 г. (49,3%). На фоне стремительного распространения сети растет интенсивность ее использования: доля наиболее активных пользователей достигла 60,6% (рис. 1). Прирост интернет-аудитории (как общей, так и ежедневной) в последние годы составляет порядка 2,9–3,6 процентных пунктов (п.п.).

Интернет-аудитория — это прежде всего молодежь: в 2017 г. каждый второй (51,7%) пользователь сети — моложе 40 лет. Вместе с тем, только за последние 3 года доля лиц старше 50 лет, использующих интернет, увеличилась на 8,2 п.п. до 29,7%.

Основные направления использования интернета населением в 2017 г. — общение, доступ к контенту, поиск информации, проведение досуга, осуществление коммерческих операций. Признание всемирной паутины неотъемлемой частью человеческой жизни приводит к расширению спектра целей его повседневного использования (рис. 2). В 2017 г. каждый второй (51,7%) пользователь сети осуществлял поиск информации о товарах и услугах (+14.7 п.п. за период 2014–2017 гг.). Более 42% россиян получали через интернет государственные и муниципальные услуги (за последние 12 месяцев)2. В значительной степени вырос интерес к финансовым операциям онлайн: в 2017 г. их осуществлял практически каждый третий (30,9%) пользователь, каждый пятый (18,9%) — совершал сделки купли-продажи. Растет численность лиц, ищущих информацию о здоровье или услугах в области здравоохранения, получении знаний или образовательных услуг (онлайн и офлайн).

Источники: НИУ ВШЭ (2018) Индикаторы цифровой экономики: 2018. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ. 
Расчеты выполнены ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках проекта «Развитие количественных методов выявления и анализа глобальных технологических трендов» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Галина Ковалева, Антон Суслов


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск: «Технологическая специализация России»

Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»