Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в Российской Федерации
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет новые данные за 2018 г. об ассигнованиях на гражданскую науку из средств федерального бюджета.
Общий объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2018 г. составил 420,5 млрд руб.1 (рис. 1). Впервые за последние пять лет наблюдался их прирост на 0,9% по сравнению с предыдущим годом (в постоянных ценах, рис. 3). В 2014–2017 гг. в силу бюджетных ограничений, обусловленных экономической ситуацией, величина данного показателя снижалась в среднем за год на 8,3%.
* В 2000–2004 гг. — ассигнования по разделу 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» федерального бюджета и его соответствующим подразделам. Источник данных за 2005–2018 гг. — отчеты об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (по данным Федерального казначейства); за 2019–2021 гг. — в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
В 2019–2021 гг. планируется выделять из бюджета на гражданскую науку ежегодно от 416,3 до 460,7 млрд руб. (в действующих ценах)2, что повысит удельный вес ассигнований в расходах федерального бюджета до 2,89%. По данным 2018 г., показатель составил 2,52%, увеличившись на 0,22 процентных пункта в сравнении с уровнем 2017 г. (рис. 1).
В составе ассигнований на гражданскую науку различают средства на фундаментальные исследования (их доля в 2018 г. достигла 35,6%) и на прикладные научные исследования гражданского назначения (64,4%). Если в 2011–2016 гг. на фундаментальные исследования направлялось менее 30% ассигнований, то начиная с 2017 г. показатель превысил эту отметку, и в дальнейшем в соответствии с действующим законом о бюджете его значение будет более 40% (рис. 2).
В 2018 г. ассигнования на фундаментальные исследования из средств федерального бюджета увеличились на 15,9% по сравнению с предыдущим годом (в постоянных ценах), на прикладные научные исследования гражданского назначения — снизились на 5,9%. Объем бюджетной поддержки последних планомерно сокращается начиная с 2014 г. (рис. 3).
Анализ структуры ассигнований на гражданскую науку по подразделам бюджетной классификации показывает, что наибольшая доля приходится на прикладные научные исследования в области национальной экономики (44,2% в 2018 г.). Тем не менее на протяжении последних пяти лет данный показатель постепенно сокращается, и в последующие годы ожидается сохранение убывающей тенденции (рис. 4).
* Источник данных за 2011–2018 гг. — отчеты об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (по данным Федерального казначейства); за 2019–2021 гг. — в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Методические комментарии
Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета — денежные средства, выделенные из федерального бюджета на развитие науки по направлениям, имеющим гражданское назначение. Вплоть до введения с 01.01.2005 новой бюджетной классификации (в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 23.12.2004 № 174-ФЗ) указанные ассигнования учитывались в составе подразделов 0601 «Фундаментальные исследования» и 0602 «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса» раздела 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» федерального бюджета.
В настоящее время к данной категории относятся все расходы федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, по следующим подразделам классификации расходов бюджетов: фундаментальные исследования (0110); прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов (0112); прикладные научные исследования в области национальной экономики (0411); прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства (0504); прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды (0604); прикладные научные исследования в области образования (0708); прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии (0803); прикладные научные исследования в области здравоохранения (0908); прикладные научные исследования в области социальной политики (1005); прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта (1104); прикладные научные исследования в области средств массовой информации (1203).
Различают плановые ассигнования, установленные в соответствии с утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете, и фактические (действительные) расходы на основании отчета об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по данным Федерального казначейства. Их анализ и сопоставление позволяют оценить структуру бюджетного финансирования науки, приоритеты государственной научно-технической политики и степень их практической реализации.
Источники:
Отчеты об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (по данным Федерального казначейства).
Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках проекта «Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам образования и науки» тематического плана научно-исследовательских работ НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Татьяна Ратай
Предыдущий выпуск: «Внутренние затраты на развитие цифровой экономики»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»