• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участие населения в практиках самообразования

Участие населения в практиках самообразования

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные опроса об интенсивности участия россиян в практиках самообразования. В условиях пандемии и перехода значительной части граждан на удаленный режим работы возрастает необходимость развития компетенций, позволяющих гибко реагировать на изменения рынка труда, и навыков, значимых в новых реалиях.

В 2019 г. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ было проведено исследование, нацеленное в том числе на оценку интенсивности участия представителей разных социальных слоев в практиках самообразования. Эмпирической базой для анализа послужили результаты проведенного в рамках Мониторинга активности субъектов инновационного процесса репрезентативного опроса населения в возрасте 25–65 лет (в анализе не учитывались респонденты в возрасте 18–24 лет, чтобы исключить возможное влияние на практики самообразования участие в различных образовательных программах). Общая выборка составила 6757 респондентов. Сбор данных проводился в рамках 27 волны лонгитюдного обследования домохозяйств Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (серия ежегодных общенациональных репрезентативных опросов на базе вероятностной стратифицированной многоступенчатой территориальной выборки).

Под самообразованием понимается самостоятельное обучение вне рамок стандартизированной образовательной среды, направленное на расширение знаний и навыков человека в соответствии с индивидуальными особенностями и предпочтениями.

Ключевые результаты

Примерно треть (36%) опрошенных в возрасте 25–65 лет с разной интенсивностью были вовлечены в практики самообразования (рис. 1). К наиболее распространенным можно отнести свободные форматы, предполагающие использование материалов, найденных в интернете (20%), просмотр и прослушивание учебных и научно-познавательных передач по радио и телевидению (17%).

Наименее популярными среди россиян стали посещение открытых лекций или мастер-классов (4%), участие в профессиональных конференциях, семинарах или выставках (4%), прохождение онлайн-курсов (2%). Выделяются две основные группы мотивов к самообразованию (сумма ответов превышает 100%, т. к. респондент мог выбрать более одного варианта ответа):

  1. Личные: интерес к расширению кругозора (64%), поиск ответов на бытовые вопросы, решений повседневных проблем (29%), развитие навыков для хобби (19%).
  2. Профессиональные: желание усовершенствовать свои навыки (50%), укрепить авторитет/ вырасти в должности (16%), повысить стоимость на рынке труда (7%). При этом в 17% случаев участие в самообразовании носит характер внешнего побуждения и обусловлено необходимостью обязательного повышения квалификации на работе.

Вторая группа мотивов дополняется также стремлением освоить новые навыки в целях дополнительной занятости (7%), получить новую специальность (5%) или работу (4%).

Самообразование скорее является элементом образа жизни высокоресурсных слоев населения: образованных и имеющих постоянную работу. Так, максимальную вовлеченность в соответствующие практики демонстрируют специалисты высшего уровня квалификации (72 против 36% в среднем по выборке), руководители высшего и среднего звена (62%). Представители низкоресурсных и социально уязвимых категорий населения (люди с образованием не выше среднего, низкоквалифицированные кадры, жители малых городов и сел, пожилые, не работающие по состоянию здоровья), а также незанятые граждане заметно реже участвуют в практиках самообразования (21–25%).

Отсутствие работы не является ключевым фактором, побуждающим людей к развитию и получению новых знаний и навыков: среди безработных, находящихся в поиске, порядка трети (32%) были вовлечены в практики самообразования (на 4 процентных пункта меньше среднего по выборке); среди не стремящихся вернуться на рынок труда — еще меньше (14%).

Стоит отметить, что огромные возможности для самообразования сегодня доступны онлайн. Среди пользователей глобальной сети доля людей, занимающихся самообразованием, заметно выше средневыборочного значения (44 против 36%). Однако подавляющее большинство интернет-аудитории в принципе активнее потребляет различную информацию, например, читает новости (88%) или изучает справочные материалы (84%).

Приведенные данные свидетельствуют о значительном потенциале роста участия взрослого населения в практиках самообразования в условиях изменяющейся структуры спроса на рынке труда. Максимальную готовность принять вызов перехода к гибким образовательным форматам демонстрируют наиболее образованные и материально обеспеченные слои населения. Для низкодоходных и других социально уязвимых групп риск эксклюзии сохраняется, что ставит вопрос о поиске оптимальных форм их вовлечения в практики непрерывного образования в целях укрепления человеческого потенциала страны и обеспечения равных возможностей для каждого.

Источник: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса, реализуемого в рамках тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ в 2020 г.

Материал подготовили Валентина Полякова и Константин Фурсов


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск: «Реализация технологических инновационных проектов по разработкам научных организаций»

Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»