Участие населения в практиках самообразования
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные опроса об интенсивности участия россиян в практиках самообразования. В условиях пандемии и перехода значительной части граждан на удаленный режим работы возрастает необходимость развития компетенций, позволяющих гибко реагировать на изменения рынка труда, и навыков, значимых в новых реалиях.
Под самообразованием понимается самостоятельное обучение вне рамок стандартизированной образовательной среды, направленное на расширение знаний и навыков человека в соответствии с индивидуальными особенностями и предпочтениями.
Ключевые результаты
Примерно треть (36%) опрошенных в возрасте 25–65 лет с разной интенсивностью были вовлечены в практики самообразования (рис. 1). К наиболее распространенным можно отнести свободные форматы, предполагающие использование материалов, найденных в интернете (20%), просмотр и прослушивание учебных и научно-познавательных передач по радио и телевидению (17%).
Наименее популярными среди россиян стали посещение открытых лекций или мастер-классов (4%), участие в профессиональных конференциях, семинарах или выставках (4%), прохождение онлайн-курсов (2%). Выделяются две основные группы мотивов к самообразованию (сумма ответов превышает 100%, т. к. респондент мог выбрать более одного варианта ответа):
- Личные: интерес к расширению кругозора (64%), поиск ответов на бытовые вопросы, решений повседневных проблем (29%), развитие навыков для хобби (19%).
- Профессиональные: желание усовершенствовать свои навыки (50%), укрепить авторитет/ вырасти в должности (16%), повысить стоимость на рынке труда (7%). При этом в 17% случаев участие в самообразовании носит характер внешнего побуждения и обусловлено необходимостью обязательного повышения квалификации на работе.
Вторая группа мотивов дополняется также стремлением освоить новые навыки в целях дополнительной занятости (7%), получить новую специальность (5%) или работу (4%).
Самообразование скорее является элементом образа жизни высокоресурсных слоев населения: образованных и имеющих постоянную работу. Так, максимальную вовлеченность в соответствующие практики демонстрируют специалисты высшего уровня квалификации (72 против 36% в среднем по выборке), руководители высшего и среднего звена (62%). Представители низкоресурсных и социально уязвимых категорий населения (люди с образованием не выше среднего, низкоквалифицированные кадры, жители малых городов и сел, пожилые, не работающие по состоянию здоровья), а также незанятые граждане заметно реже участвуют в практиках самообразования (21–25%).
Отсутствие работы не является ключевым фактором, побуждающим людей к развитию и получению новых знаний и навыков: среди безработных, находящихся в поиске, порядка трети (32%) были вовлечены в практики самообразования (на 4 процентных пункта меньше среднего по выборке); среди не стремящихся вернуться на рынок труда — еще меньше (14%).
Стоит отметить, что огромные возможности для самообразования сегодня доступны онлайн. Среди пользователей глобальной сети доля людей, занимающихся самообразованием, заметно выше средневыборочного значения (44 против 36%). Однако подавляющее большинство интернет-аудитории в принципе активнее потребляет различную информацию, например, читает новости (88%) или изучает справочные материалы (84%).
Приведенные данные свидетельствуют о значительном потенциале роста участия взрослого населения в практиках самообразования в условиях изменяющейся структуры спроса на рынке труда. Максимальную готовность принять вызов перехода к гибким образовательным форматам демонстрируют наиболее образованные и материально обеспеченные слои населения. Для низкодоходных и других социально уязвимых групп риск эксклюзии сохраняется, что ставит вопрос о поиске оптимальных форм их вовлечения в практики непрерывного образования в целях укрепления человеческого потенциала страны и обеспечения равных возможностей для каждого.
Источник: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса, реализуемого в рамках тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ в 2020 г.
Материал подготовили Валентина Полякова и Константин Фурсов
Предыдущий выпуск: «Реализация технологических инновационных проектов по разработкам научных организаций»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»