• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Топ-15 технологий в спортивной индустрии

Топ-15 технологий в спортивной индустрии

Canva.com

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ применил интеллектуальный анализ больших данных для выявления наиболее перспективных технологий в сфере спорта, которые трансформируют опыт болельщиков и поднимают планку спортивных достижений.

2021 год насыщен спортивными событиями мирового уровня, среди них: Чемпионат Европы по футболу, летние Олимпийские игры в Токио, турниры Большого шлема по теннису, Гран-При «Формулы-1», Кубок мира по регби, «Тур де Франс» и другие. Каждое крупное международное соревнование является не только ареной спортивных баталий, но и витриной передовых технологий.

Инновации проявляются во всех сегментах спортивной индустрии — от подготовки и выступления спортсменов до проведения и трансляций соревнований, создания всестороннего цифрового опыта болельщиков — как на стадионе, так и у экранов телевизоров. Ниже приведены наиболее значимые технологии в современной индустрии спорта, определенные в результате анализа более 4,7 млн материалов, отражающих актуальную мировую повестку (табл. 1).

Справочно: Расчеты произведены с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, разработанной ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта. Система включает более 500 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников) и постоянно пополняется. iFORA отмечена в 2020 г. в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки.
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Рынок спортивных технологий достигнет $42 млрд к 2026 г., ведущие спортивные клубы реализуют стратегии цифровой трансформации, спортивные федерации сотрудничают с научными центрами в области развития спортивной медицины и нейротехнологий, на стыке спорта и развлечений сформировалось новое и весьма широкое направление sportainment.

Тренерские штабы приняли на вооружение системы поддержки принятия решений (№ 1) на основе технологий искусственного интеллекта (ИИ), позволяющие анализировать многочисленные выступления команд и показатели отдельных спортсменов, вырабатывать оптимальные стратегии тренировок и корректировать тактические действия в режиме реального времени. В футболе, хоккее, баскетболе и других игровых видах спорта скаутинговые службы используют ИИ для поиска новых талантов и справедливой оценки их трансферной стоимости1.

В условиях, когда в спорт пришли большие спонсорские деньги, зарплаты ведущих спортсменов исчисляются десятками миллионов долларов, а нагрузки на их организм постоянно растут, особую значимость приобретают методы предотвращения и восстановления после травм с применением технологий анализа спортивных показателей в режиме реального времени (№ 4). Медицинские службы команд анализируют уровень подготовки спортсменов на основании массивов данных, получаемых с носимых устройств (№ 8) и «умной» экипировки. Например, форма из материала eTextile обеспечивает передачу информации о состоянии мышечных волокон, частоте сердечных сокращений и интенсивности движений атлетов. Большие данные служат для углубленного анализа текущих функциональных характеристик, производительности, выносливости и техники спортсмена, позволяют сформировать индивидуальные планы тренировок, выявить ранние тревожные сигналы, а при повреждениях — отслеживать восстановление от мышечных и костных травм и оптимизировать планы реабилитации.

Сенсоры (№ 11), встроенные в футбольные мячи и теннисные ракетки, позволяют тренерам и медикам анализировать технику ударов и совершенствовать отдельные аспекты игры. Биометрические сенсоры применяются в экипировке гонщиков «Формулы-1»: данные об уровне кислорода в их крови используют при оказании экстренной помощи и эвакуации в случае аварий.

Расширяющие возможности планирования и проведения тренировок технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) (№№ 3, 6) стали еще одним инструментом поддержания функционального состояния спортсменов в течение всего соревновательного сезона. Благодаря иммерсивным технологиям атлеты могут отрабатывать тактические схемы, минимизируя продолжительные физические нагрузки и риски повреждений, а с помощью когнитивных тренировок (№ 15) — восстанавливаться после ментальных и эмоциональных травм.

К наиболее прорывным технологиям в сфере спорта относится редактирование генома (№ 9). Разработки в данном направлении делают возможным изменение отдельных биологических признаков или генетическое улучшение для повышения выносливости, скорости, развития мышечной массы и, в будущем, создания суператлетов. В противовес так называемому генному допингу (WADA его определяет как «использование нуклеиновых кислот или их аналогов, которые могут с помощью любого механизма изменять последовательности генома и/или экспрессию генов» для повышения спортивных результатов) развиваются технологии тестирования и допинг-контроля.

Пандемия COVID-19 спровоцировала небывалый рост инновационной активности спортивных клубов и федераций, которые столкнулись с пустыми трибунами и необходимостью монетизировать лояльность болельщиков на расстоянии. Самыми быстрорастущими технологическими направлениями на стыке 2020–2021 гг. стали новейшие технологии показа спортивных соревнований на основе технологий 5G (№ 2) для создания ощущений полного присутствия и вовлечения болельщиков.

Спортивные фанаты, как и кинолюбители, хотят смотреть любимые соревнования в любом месте и в любое время. В топ-15 популярных технологий вошли сервисы потокового медиа ОТТ2 (№ 12), обеспечивающие дополнительно к прямой интернет-трансляции спортивных событий ряд интерактивных опций. Зрители становятся полноценными участниками спортивных состязаний: могут соревноваться за призы, предсказывать результаты, делать ставки в режиме реального времени, устраивать совместные просмотры с другими болельщиками.

ИИ-технологии, позволяя транслировать объемные видео в реальном времени, помогают болельщикам создавать цифровой опыт просмотра спортивных соревнований, ощущать себя на стадионе, а также персонализировать контент (№ 5), в частности, зрители могут выбирать статистику и аналитику, сопровождающую просмотр. Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) открывают новые возможности как при посещении стадиона (3D-проекции и голографические повторы прямо на поле, виртуальные туры по стадиону), так и дома перед монитором или телевизором (просмотр VR-трансляций). Технологии геймификации (№ 10) и виртуальные спортивные лиги развиваются как ключевой канал маркетинга и вовлечения болельщиков.

В условиях снижения доходов от продажи билетов и сопутствующих услуг, а также неравномерного распределения средств от продажи прав на трансляцию мероприятий растет потребность спортивных клубов в повышении эффективности маркетинговых кампаний, привлечении новых болельщиков и спонсоров. Интеллектуальная сегментация (№ 13) с помощью технологий цифровых профилей позволяет персонализировать маркетинговые предложения и программы лояльности, снизить стоимость привлечения новых болельщиков, повысить процент удержания и пожизненную ценность клиентов.

С постепенным смягчением ограничений на проведение спортивных мероприятий болельщики вновь заполнят спортивные арены. Автоматически создавать персонализированный контент на всем пути любителей спорта от подхода к стадиону до своего места на трибуне позволяют современные «умные» стадионы. Они представляют собой цифровые платформы, которые улучшают уникальный опыт посещения соревнований за счет глубокого понимания моделей поведения болельщиков (на основе технологий искусственного интеллекта), использования на стадионах новых систем связи и блокчейн-платформ для организации и управления спортивными мероприятиями (№ 7). Такие технологии оптимизации потоков болельщиков, как цифровые билеты (№ 14), автоматизированный доступ на стадион, RFID-метки и персонализированные сообщения на основе геолокации, были апробированы этим летом на Чемпионате Европы по футболу в 11 городах континента, включая Санкт-Петербург.

 


Источники: Расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ); результаты проекта «Применение семантического анализа больших текстовых данных для исследования тенденций развития и динамики распространения цифровых технологий» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Анастасия Назаренко и Даниил Максименко


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск: «Как пандемия изменила глобальную повестку клинических исследований?»

См. также: экспресс-информации серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»