• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы

Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал ключевые экономические индикаторы, характеризующие развитие креативных индустрий в России в сравнении с другими ведущими странами.

Главные выводы:

  • По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в креативную экономику России вовлечены почти 5 млн человек, или 6,8% всех занятых в стране. Для измерения масштабов креативной занятости исследователи опирались на два частично пересекающихся показателя: 2,7 млн работающих в креативных индустриях (из которых не все заняты творческим трудом, например, водители на киностудии) и 3,5 млн занятых в креативных профессиях, в том числе в традиционных отраслях (например, дизайнеры в автоконцернах).
  • Креативная занятость сконцентрирована в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области. В столице доля креативных работников в общей численности занятых (13,6%) практически вдвое превосходит среднее значение по стране.
  • Порядка 70% всех занятых в творческих профессиях приходится на долю десяти наиболее массовых (из 44 проанализированных). Среди них лидируют специалисты по рекламе и маркетингу (20%), а также разработчики программного обеспечения (15%).
  • Валовая добавленная стоимость креативных индустрий в России достигает почти 2,4 трлн руб. (104,6 млрд долл. США по паритету покупательной способности — ППС), или 2,4% ВВП. Показатель России близок к среднемировому (3%), но ниже, чем в странах-лидерах: Италии (6,1%), Великобритании (5,8%), Австралии (5,7%). По объему валовой добавленной стоимости креативных индустрий Китай и США заметно обгоняют другие страны с показателями 988 и 921,6 млрд США по ППС соответственно.
  • Внешняя торговля России креативными товарами и услугами характеризуется отрицательным торговым балансом. В 2019 г. в торговле креативными услугами дефицит составил 3 млрд долл. США, товарами — 4 млрд долл. США. Оставаясь нетто-экспортером услуг в области маркетинга и рекламы, а также научных исследований и разработок, Россия во многом зависит от импорта архитектурных, инженерных и технических услуг, что делает инновационные процессы в стране уязвимыми для внешних шоков.

Исследование проведено в рамках проекта «Формирование методологических основ измерения социально-экономических характеристик креативных индустрий и креативного класса».

Его подробные результаты представлены в первом выпуске научного дайджеста, который запускает Научный центр мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

НЦМУ создан в рамках Национального проекта «Наука» и объединяет в формате консорциума исследовательские коллективы НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

 

скачать

Авторский коллектив: Сергей Бредихин, Валерия Власова, Надежда Гаврилова, Михаил Гершман, Леонид Гохберг, Анна Демьянова, Инга Иванова, Яна Попова

Цитирование: Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы (научный дайджест). — Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021.

Материалы по теме:

Обзоры дискуссий: