Какие навыки нужны педагогическим кадрам?
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ применил систему интеллектуального анализа больших данных iFORA для выявления наиболее востребованных навыков педагогических кадров на основе анализа вакансий.
Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает более 500 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки. Для данного исследования были проанализированы более 108 тыс. вакансий, размещенных в базе hh.ru.
Проблемы педагогических кадров, их положения в обществе, обеспечения высокого качества образования сохраняют свою актуальность уже не одно десятилетие. Несмотря на то, что в ходе выполнения указов Президента России уровень заработной платы педагогических работников с 2013 г. в среднем по стране вырос в 1,3–2 раза, численность некоторых категорий педагогических работников, в частности в организациях высшего образования, сокращалась.
По данным Росстата за 2020 г., доля вакансий для специалистов высокой квалификации в общем числе рабочих мест в сфере образования относительно невысока — 1,6%. Это более чем вдвое ниже, чем доля вакансий специалистов высшего уровня квалификации по экономике в целом (3,3%) (рис. 1).
Наиболее «дефицитными» являются узкие, относительно немногочисленные профессиональные группы — преподаватели иностранных языков на курсах, специалисты по методике обучения, преподаватели, работающие с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Что же касается самых многочисленных групп — учителей в средней школе, педагогов дошкольного образования, неудовлетворенный спрос на них, напротив, относительно невысок.
Анализ требований к навыкам, указанным в вакансиях научно-педагогических кадров на сайте hh.ru, показал, что наиболее востребованными из них являются социальные, коммуникативные и организационные (рис. 2).
В ТОП-5 входят: умение работать в команде (указано в трети рассмотренных вакансий), грамотная речь, организационные навыки в целом и организация учебного процесса в особенности, работа с персональным компьютером (ПК). Большая доля вакансий, содержащих требования к социальным и коммуникативным навыкам, подчеркивает их важность для выстраивания эффективного взаимодействия педагогов с обучающимися, их родителями, а также со своими коллегами. Они дополняют характерные именно для педагогических кадров требования к компетенциям в области психологии: общей, детской, возрастной.
В группе специфических профессиональных навыков и знаний, необходимых педагогам, выделяются требования к знанию английского языка (указано в 14% вакансий) и достаточно специфическое и крайне востребованное в последнее время умение работать в дистанционном формате — организовывать обучение и уметь самому учиться удаленно (12% вакансий).
Цифровые навыки, наравне с профессиональными и техническими, представляют широкую гамму требований. Хотя самым частым требованием является базовый уровень использования ПК (19% вакансий), целый ряд вакансий предполагает наличие продвинутых цифровых навыков, в частности, знание языков программирования (Python — 10%, C++ — 6%, SQL — 4%). Востребованность цифровых навыков отражает, с одной стороны, повышенный спрос на преподавателей ИКТ, а с другой — необходимость установления требований к общей цифровой грамотности для всех групп педагогических работников.
Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ); результаты проектов «Форсайт перспективного спроса на STEM-компетенции в российских и зарубежных высокотехнологичных компаниях и подготовка предложений по уточнению состава этих компетенций в образовательных программах НИУ ВШЭ» и «Человеческий потенциал сферы науки и технологий» программы Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Материал подготовили Наталья Шматко и Анна Демьянова
Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»: «Наиболее востребованные STEM-профессии и компетенции»
См. также: экспресс-информации серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»