Пандемия способствовала обустройству офисов на дому
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует изменение спроса работающего населения на цифровые устройства в связи с расширением практик удаленной занятости и дистанционного обучения на фоне пандемии COVID-19.
Контекст исследования:
Ограничения, введенные в период пандемии COVID-19, привели к существенному расширению функционала домашнего пространства. Перевод многих сотрудников на удаленную занятость, закрытие отдельных организаций сферы услуг и вынужденное предоставление различных сервисов на дому, онлайн-обучение для школьников и студентов — эти и другие изменения на время превратили дом в центр экономической и социальной активности.
Главные выводы:
Данные обстоятельства обусловили необходимость в соответствующем обустройстве дома — среди работающих респондентов большинство (71%) за время пандемии приобрели те или иные цифровые устройства. Свыше четверти из них (28%) отметили, что были вынуждены сделать это из-за перевода работы и образования в онлайн. Наличие детей в домохозяйстве стало дополнительным фактором, стимулировавшим к покупкам. Среди работников, проживающих с детьми в возрасте до 18 лет, доля купивших цифровые устройства оказалась существенно выше (76 против 67% среди проживающих без детей).
Покупательская активность работников в целом была выше в городах (73 против 66% в поселках городского типа и селах). Однако среди городского занятого населения, приобретавшего различные гаджеты, лишь 19% отметили, что это обусловлено самоизоляцией и связанными с нею ограничениями. Среди опрошенных жителей сел и ПГТ такие ответы встречались несколько чаще — 25%. Это во многом связано с лучшей оснащенностью цифровыми устройствами домохозяйств в крупных городах еще до пандемии.
Среди покупок, совершенных за год, наиболее востребованными оказались смартфоны, которые ввиду своей многозадачности и компактности стали ключевым инструментом цифрового мира. Их купил каждый второй (47%) опрошенный работающий респондент (рис. 1). Спрос на другие устройства был заметно ниже. Среди прочих девайсов чаще всего приобретались смарт-телевизоры (15%), ноутбуки (14%), умные часы (13%) и планшеты (10%).
Очевидно, в условиях ограниченного домашнего пространства люди отдавали предпочтение мобильным устройствам. Такие стандартные офисные атрибуты, как настольный ПК или веб-камеры, купили только по 4-5% опрошенных работников. Однако именно эти устройства гораздо чаще других приобретались вынужденно, из-за самоизоляции и удаленной работы.
Смартфоны и умные часы были особенно востребованными среди работников, которые проживают в семьях со школьниками. Возможно, для целей дистанционной учебы смартфон оказался для некоторых более доступной альтернативой ноутбукам и компьютерам: средние расходы на смартфоны были почти вдвое ниже расходов на ноутбуки (19 против 41 тыс. рублей). Такой стратегии чаще придерживались работники, проживающие в домохозяйствах со школьниками, в поселках городского типа и селах.
Длительное закрытие дошкольных образовательных учреждений (в отличие от функционировавших в режиме онлайн учреждений школьного образования) вызвало повышение нагрузки на работающих людей, проживающих с детьми дошкольного возраста. Некоторые представители данной группы решались на покупку умной бытовой техники и элементов умного дома, чтобы оптимизировать процесс ухода за домашним хозяйством. Они также чаще остальных покупали смарт-телевизоры (22 против 15% среди всех занятых), поскольку они могли стать для них своеобразным подспорьем в период работы из дома, использоваться для организации досуга детей.
В отношении других устройств заметных различий между работниками, проживающими в домохозяйствах с детьми, и работниками, которые проживают без детей школьного и дошкольного возраста, не наблюдалось.
В целом, в период пандемии COVID-19 произошло существенное повышение спроса на цифровые устройства, в т. ч. под воздействием перехода людей на режим самоизоляции и удаленной занятости. Домашнее пространство стало более технологически насыщенным, поскольку практически всем членам семьи требовались инструменты для дистанционной работы или учебы. Различные устройства приобретались, чтобы оптимизировать процесс одновременного пребывания всех членов домохозяйства на одной территории в рабочее время и компенсировать дефицит времени, возникший в результате совмещения временных режимов разных социальных ролей.
Покупка техники, обусловленная пандемией COVID-19 и связанным с ней режимом самоизоляции, помогла россиянам не только закрыть текущие потребности, но и создать технологический запас на будущее. Сегодня приобретенные в 2020–2021 гг. гаджеты обеспечивают населению доступ в цифровое пространство, что особенно актуально в условиях сокращения или полного прекращения деятельности на российском рынке таких компаний, как Samsung, Sony, Dell, LG и др.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным онлайн-опросов населения, проведенные в рамках деятельности Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (соглашение о предоставлении гранта Минобрнауки России № 075-15-2020-928); результаты проекта «Исследование цифрового неравенства в России и его влияния на цифровизацию экономики и общества» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ
Материал подготовили Лилия Кузина и Иван Юдин
Предыдущие выпуски серии «Цифровая экономика»:
«Постпандемия: закрепление эффектов вынужденной цифровизации»
«Пандемия изменила структуру затрат на цифровую экономику»
См. также: