• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Глобальный «пул» единорогов за год вырос на треть

Глобальный «пул» единорогов за год вырос на треть

Canva.com

Версия для печати

В мире насчитывается уже более тысячи единорогов, и среди них все больше супердорогих компаний — дека- и гектокорнов. Сотрудники Российской кластерной обсерватории Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировали на данных Crunchbase и CB Insights ключевые изменения глобального ландшафта дорогостоящих стартапов в 2021–2022 гг.

Единорогом принято называть компанию, которая достигла оценки в 1 млрд долл. США в течение не более чем десяти лет с момента основания, при этом не проходила первичное размещение на бирже (IPO) и остается в собственности своих создателей не менее чем на три четверти. Эти особенности выделяют единорогов из всей массы технологических стартапов. Наличие единорогов считается одним из признаков эффективности национальной инновационной системы. Стартапы стоимостью более 10 млрд долл. США получили название декакорнов, а перешагнувшие планку в 100 млрд долл. США — гектокорнов.

Главные выводы исследования:

Географию единорогов расширили пять новых стран

По состоянию на май 2022 г., в мире 1302 компании имеют статус единорога, что на треть выше значения прошлого года (962). Территории1 «обитания» единорогов в 2022 г. пополнили Аргентина, Исландия, Малайзия, Сенегал и Чили, и сейчас их список включает 29 государств2. В абсолютном выражении максимальный рост показали США (+175 компаний), страны ЕС (+39), Индия (+30), Китай (+22) и Великобритания (+17). Состав топ-5 уже второй год подряд не меняется и на данный момент аккумулирует 86.3% всех известных в мире дорогостоящих стартапов. Лидеры по числу единорогов — США (616) и Китай (275) — сохранили свои позиции относительно рейтинга 2021 г., однако продемонстрировали разные темпы прироста: если в США за год единорогов стало больше на 40%, то в Китае — лишь на 9% (рис. 1). Одновременно с этим доля китайских единорогов в общемировом их числе сократилась с 26,3 до 21,1%. Это стало самым большим сокращением доли на фоне небольшого увеличения процента единорогов из США (+1,5 п. п.), ЕС (+1,2 п. п.) и Индии (+1,1 п. п.) в глобальном пуле дорогостоящих стартапов.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

В 2022 г. наиболее привлекательными для единорогов оставались Северная Америка (49,2%), Юго-Восточная Азия (26,2%) и Европа (13,2%). Единороги по-прежнему располагаются преимущественно в странах с высоким уровнем дохода (898 компаний — 69%), еще 24% и 7% — в государствах с доходами выше и ниже среднего соответственно. Компании-единороги продолжают базироваться главным образом в странах с передовой инновационной экономикой. Так, более 80% всех быстрорастущих стартапов мира приходится на государства, занимающие с первой по 25-ю строчки по значению Глобального инновационного индекса (Global Innovation Index, GII-2021). В то же время за последний год единороги появились в Аргентине и Сенегале — странах, находящихся в нижней половине рейтинга GII-2021 (73-е и 105-е места соответственно).

Все больше дорогих и супердорогих единорогов

В 2022 г. список наиболее дорогостоящих стартапов мира, который до сих пор ограничивался китайскими гектокорнами ByteDance (180 млрд долл. США) и Ant Group (150), пополнил американский SpaceX, чья стоимость увеличилась с 74 до 100 млрд долл. США. В свою очередь, число декакорнов за прошедший год выросло в полтора раза — с 42 до 64 компаний.

С 2021 г. не изменилась первая пятерка государств по общей оценочной стоимости компаний-единорогов (рис. 2). Практически во всех странах за прошедший год единороги подорожали, только в Сингапуре, Бразилии и Швейцарии их стоимость снизилась на 1,2, 17,7 и 1,1 млрд долл. США соответственно.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Аналогично исследованию, проведенному в 2021 г., сравнение общей и средней оценочной стоимости единорогов по странам позволило выделить государства с небольшим, но зато весьма качественным составом таких компаний (рис. 3).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Так, лидерство Турции по средней оценочной стоимости единорогов обеспечил маркетплейс Trendyol (16,5 млрд долл. США), ставший первым в стране декакорном. К тому же средняя оценочная стоимость компаний-единорогов, базирующихся в Турции, за год выросла сильнее, чем в других странах — с 4,3 до 8,9 млрд долл. США. Из девяти индонезийских единорогов самым дорогостоящим в настоящее время является GoTo Group (28 млрд долл. США), образованный в результате слияния в 2021 г. супераппа Gojek и электронной торговой площадки Tokopedia — крупнейших национальных стартапов стоимостью 12,5 и 7,9 млрд долл. США соответственно. Среди девяти австралийских единорогов (их число за год выросло более чем вдвое) по-прежнему лидирует сервис для графического дизайна Canva, увеличивший за год свою стоимость с 15 до 40 млрд долл. США.

Города США — лидеры по появлению новых единорогов

В 2022 г. число локаций, в которых зарегистрированы единороги, достигло 281, увеличившись на 41, главным образом за счет городов США (+27), Франции (+4) и Великобритании (+4). Из них лишь 37 (13%) являются национальными столицами, но аккумулируют 308 таких компаний (23,7% от их общего числа).

Свыше трети (35%) общего числа единорогов в мире в 2022 г. по-прежнему приходится на топ-5 глобальных городов: Сан-Франциско (всего 170 единорогов, +48 компаний относительно 2021 г.), Нью-Йорк (101, +32), Пекин (101, +4), Шанхай (56, +7) и Лондон (41, +13). Два китайских города, лидирующих по числу локализованных в них дорогостоящих стартапов, — Пекин и Шанхай — в 2022 г. демонстрируют минимальный среди первой пятерки рост данного показателя. Напротив, в городах-лидерах США — Сан-Франциско и Нью-Йорке — число единорогов увеличилось заметнее, чем в остальных городах рейтинга.

Наибольшее число уникальных населенных пунктов, в которых располагаются единороги, по-прежнему находится в странах — лидерах общего рейтинга: США (131 населенный пункт), Китае (28), Великобритании (12), Индии (11), Израиле (10), Германии (9) и Канаде (8).

Наиболее привлекательными для компаний-единорогов видами деятельности в 2022 г. остались финансовые услуги (212), электронная коммерция (178), продукты и услуги на основе искусственного интеллекта (145). Как и год назад, в топ-10 также вошли разработка приложений (98), информационные технологии (77), услуги для бизнеса (64), анализ данных (51), здравоохранение (43), аппаратное обеспечение (42) и производство одежды и аксессуаров (34). Помимо основных, у компаний-единорогов имеются и дополнительные виды деятельности. Почти каждая вторая (664) компания указала в качестве такового разработку программного обеспечения, почти каждая шестая — интернет-сервисы (238) и науку и инжиниринг (231).

Комментарий:

Кирилл Тюрчев, эксперт Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Несмотря на серьезные последствия пандемии COVID-19 для мировой экономики, 2021 г. стал самым результативным с точки зрения появления компаний-единорогов. Некоторые опасения вызывает начавшееся в том же году замедление Китая, связанное с действиями властей страны по регулированию технологических компаний и призывами к крупному бизнесу активнее вкладываться в социальные проекты. Именно китайские цифровые лидеры являются главными инвесторами в местных единорогов. По данным Crunchbase, игровой гигант Tencent выступает ключевым инвестором в 93 единорога, лидер онлайн-коммерции Alibaba — в 34, а крупнейший в мире производитель смартфонов Xiaomi — в 14. В 2022 г. более низкие темпы роста по числу единорогов могут показать и другие лидеры венчурного рынка — США, Великобритания и страны ЕС. Это может быть связано с общей мировой нестабильностью, разгоняющейся инфляцией и растущими ключевыми ставками центральных банков ряда ведущих стран. В подобных условиях многие венчурные инвесторы будут более осторожно распоряжаться имеющимися ресурсами либо вовсе займут выжидательную позицию.

В то же время с каждым годом появляется все больше стран, имеющих хотя бы одного единорога. Практика показывает, что эти компании могут опираться не только на международные, но и национальные рынки. Несмотря на то, что в России в настоящий момент нет ни одной компании-единорога («Яндекс», «Авито» и «ВКонтакте» относятся к категории Exited Unicorns в связи с выходом на IPO или продажей собственниками большей части своих долей), их появление возможно в условиях высвобождающегося после ухода иностранных компаний рынка цифровых услуг, дерегуляции технологического сектора и выстраивания эффективного инвестиционного лифта для перспективных стартапов.


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Crunchbase (crunchbase.com), CB Insights (cbinsights.com)

Материал подготовили Евгений Куценко, Кирилл Тюрчев, Екатерина Иванова


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии и инновации»:
«Рецепты успеха: как достичь лидерства в сфере инноваций и обеспечить экономический рост?»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ