• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Инновационная культура в российских компаниях

Инновационная культура в российских компаниях

Shutterstock

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет результаты анализа мнений руководителей и сотрудников российских компаний о текущем состоянии и перспективах развития культуры инноваций.

Создание и выпуск на рынок новых продуктов и услуг, развитие сервисов требуют от бизнеса не только внедрения прорывных решений, но и создания среды, благоприятной для инноваций. Ключевую роль в этом процессе играют убеждения и ценности руководства организаций, а также реализуемые управленческие практики, нацеленные на повышение восприимчивости сотрудников к инновациям и интенсификацию инновационных процессов.

Особенности инновационной культуры хайтек-предприятий

Исследование базируется на результатах специализированного опроса 710 предприятий высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей высокого уровня обрабатывающей промышленности (согласно классификации Евростата / ОЭСР) в рамках регулярного Мониторинга инновационного поведения предприятий НИУ ВШЭ. Сроки проведения опроса: декабрь 2021 г. — март 2022 г. Выборка репрезентативна по видам экономической деятельности. Результаты взвешены для отражения реальной структуры российской экономики.

Ключевые управленческие практики, формирующие инновационную культуру организаций, сгруппированы в пять блоков: стратегический фокус на инновации, обучение и вовлеченность сотрудников, организационная гибкость и открытость. Композитный индекс уровня развития инновационной культуры в традиционном хайтеке (фармацевтика, производство электроники, химических продуктов, транспортных средств и др.) составил 3,85 балла из пяти возможных, свидетельствуя об умеренно-позитивной оценке топ-менеджментом внутренних условий для развития инноваций (рис. 1).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

В целом инновационная культура развивается сбалансированно: оценки текущей ситуации варьируют от 3,26 (условия для внутреннего предпринимательства) до 4,24 (возможность сотрудников доводить свои идеи до руководства). На трехлетнем горизонте ожидания сдержанные: без резкого ухудшения или улучшения общей ситуации (композитный индекс ожиданий — 3,8) и по отдельным элементам.

Среди составляющих инновационной культуры наилучшие оценки текущего состояния и ожиданий относятся к ориентации предприятий на рост на основе инноваций (4,03 и 3,97 соответственно). Фокус на инновации находит отражение в стратегических приоритетах и ценностях компании (оценка текущего состояния — 4,01), разделяемых сотрудниками (4,05).

Достаточно высоко руководители хайтек-предприятий оценивают и культуру внутренней открытости: поддержку командной работы и межфункционального взаимодействия (4,17) и понимание сотрудниками ценности коммуникации (4,11). Несколько хуже, хотя и не критично, по мнению респондентов, обстоят дела с внешней открытостью. Несмотря на активное использование внешних каналов получения информации (4,19), по-прежнему ограничены интенсивность кооперации с российскими вузами и научными организациями в сфере образования (3,28) и взаимодействие с потребителями при разработке инноваций (3,43).

Как показал опрос, среди респондентов абсолютное большинство составляли оптимисты (рис. 2). На горизонте трех лет позитивный настрой сохранялся, однако увеличилась доля «сдержанных в оценках»: в среднем 36,5% топ-менеджеров говорили об ожидаемом «отсутствии изменений» в будущем или «затруднялись ответить» против 26,7% в случае оценки текущей ситуации. Предприятия скорее намерены сохранять достигнутый уровень развития культуры инноваций, нежели повышать его.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Наибольшее число негативных оценок касается возможности предприятий обеспечить организационную и финансовую поддержку для апробации новых технологических решений и реализации рисковых инновационных проектов (доля негативных оценок — 14,6%, через три года — 6,5%), в том числе инициированных сотрудниками (18,5% и 12,3%). Почти каждая десятая организация отмечает также недостаток связей с вузами и научными организациями, как в сфере образования (16,4% и 8,9%), так и в инновационной деятельности (13,5% и 8,1%).

Оценки уровня развития инновационной культуры дифференцированы по типам предприятий (рис. 3). Инноваторы, имевшие за последние три года опыт успешного внедрения новых продуктов и бизнес-процессов, уделяют большее внимание созданию условий для развития инноваций в сравнении с предприятиями, не вовлеченными в инновационную деятельность. Они высоко оценивают степень своей «открытости» — способности находить и использовать как внешние, так и внутренние знания для ускорения процессов генерации инноваций (4,12) и умение создавать мотивирующую среду и вовлекать сотрудников на всех уровнях (3,97). Настрой на будущее у руководителей инновационных хайтек-предприятий наиболее оптимистичный (композитный индекс ожиданий — 3,86).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Различия в оценках в зависимости от размера предприятий и фокуса на зарубежные рынки менее выражены. Максимальные отличия проявляются в большей ориентации крупных компаний и предприятий-экспортеров на рост на основе инноваций (оценка текущей ситуации — 4,11 и 4,12 соответственно). Крупный бизнес также высоко оценивает развитие практик обучения персонала (4,06): высшее руководство старается служить для сотрудников образцом для подражания, самостоятельно определяет направления и цели инновационного развития, непосредственно участвует в инновационных процессах, активно поощряет сотрудников за прорывные идеи.

Создание благоприятной среды для инноваций в организации — необходимое условие восприимчивости сотрудников к нововведениям. Однако работники могут быть не готовы и не заинтересованы в переменах, а обязать их принимать и инициировать изменения зачастую невозможно. Для реального повышения инновационной активности сотрудников особого внимания требует управление организационными изменениями.

Вовлеченность сотрудников организаций в генерацию инноваций

Исследование базируется на результатах репрезентативных опросов занятого населения в возрасте 18–65 лет, проведенных в рамках Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в декабре 2018 г. — январе 2019 г. и в сентябре 2020 г. — январе 2021 г. Объем выборки — 4163 и 4036 респондентов соответственно.

Результаты опросов занятого населения в возрасте 18–65 лет свидетельствуют о низкой вовлеченности работающего населения в процессы генерации инноваций. Доля респондентов, которые предлагали в своей организации какие-либо нововведения, составила 5,1% к 2021 г., сократившись на 1,2 п. п. относительно 2019 г. на фоне пандемии COVID-19. Чаще всего работники выступали с предложениями по усовершенствованию производственных и бизнес-процессов (53%), существующей продукции (33%) и инструментов ее продвижения (25%) (рис. 4). Идеи по созданию новых товаров и услуг сотрудниками выдвигались заметно реже.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Значимую роль в повышении инновационной активности работников играют налаженность каналов обмена знаниями в организации и вне ее, а также вовлеченность персонала в образовательные практики, которые способствуют расширению их экспертизы.

По данным 2019 г. инноваторы чаще других сотрудников отмечали возможность свободно высказывать свои идеи (84% против 54%) и предлагать их руководству (75% против 45%). Более половины (56%) отметили, что опирались на чужой опыт: коллег (27%), других организаций (25%) или пользователей (8%). Примерно 42% признают вклад образовательных практик: специализированного обучения (27%), изучения интернет-материалов (17%) или чтения профессиональной литературы (15%). Пятая часть (20%) рационализаторских предложений стала итогом исследований и разработок, выполненных в организации. Таким образом, инновационные идеи являются скорее следствием аналитической работы сотрудников, нежели результатом озарения. Последнее отметили только 3% инноваторов.

Значимость для организации инструментов развития человеческого потенциала персонала подтверждает тот факт, что инноваторы выделяются на фоне остальных работников заинтересованностью в регулярном повышении квалификации и расширении опыта. В 2021 г. 11% инноваторов проходили повышение квалификации за последний год (среди остальных опрошенных — 3%). В 2019 г. подавляющее большинство (87%) занимались самообразованием, в то время как среди других сотрудников величина показателя вдвое меньше (42%).

Резюме: Результаты обследований предприятий и занятого населения показывают, что российские компании осознают важность создания среды, способствующей творчеству и позволяющей сотрудникам разрабатывать новые идеи и внедрять инновации. Активно развиваются организационные практики, нацеленные на повышение вовлеченности работников в процессы генерации нововведений, налаживание коммуникаций внутри компании и сотрудничества за ее пределами и популяризацию инновационных ценностей среди персонала. Однако потенциал развития культуры инноваций в российском бизнес-секторе явно не исчерпан. Дальнейшая интенсификация инновационной активности организаций напрямую связана с распространением культуры инноваций в обществе: знанием и пониманием населением сути и пользы инноваций, вниманием государства к данному вопросу.

 


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ; результаты проекта «Исследование элементов инновационной культуры организаций и общества в парадигме открытых инноваций» программы Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Материал подготовили Валерия Власова, Валентина Полякова, Анастасия Сапрыкина


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Человеческий потенциал»:
«Эффекты коронакризиса для креативной экономики»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ