• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

От «сделано в Китае» к «создано в Китае»

От «сделано в Китае» к «создано в Китае»

Image by rawpixel.com on Freepik

Версия для печати

КНР планомерно укрепляет позиции в высоких технологиях и креативных индустриях. Уже сейчас страна находится в мировом авангарде дизайна и изобразительного искусства. Эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провели оценку креативного сектора Китая и выявили причины творческого и интеллектуального разнообразия городов Поднебесной.

Справочно: Методология оценки уровня развития креативных индустрий базируется на концепции креативных лидеров, согласно которой именно на них приходятся основные денежные потоки в креативном секторе. В выборку исследования вошли 102 страны и 1 358 городов, где выявлен хотя бы один лидер креативных индустрий. Чтобы определить их численность, была составлена база данных наиболее успешных творческих личностей и компаний (в т. ч. брендов), включающая 23 показателя по девяти креативным индустриям (мода; кино; игровая индустрия; реклама и пиар; архитектура; промышленный дизайн; искусство и культура; литература; звукозапись и исполнительские искусства).

Власти КНР ведут страну в «мировой клуб креативных лидеров»

Уже сегодня Китай входит в топ-10 стран с наибольшей численностью креативных лидеров, уступая только США, Великобритании, Италии, Франции и Германии (рис. 1). В этой десятке Китай единственный не является членом ОЭСР и занимает наиболее скромные относительно других государств позиции по ВВП на душу населения.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Попадание Китая в «мировой клуб креативных лидеров» обусловлено не только давними культурными традициями Поднебесной, но и целенаправленной государственной политикой. По данным 2021 г., страна уже занимала 1-е место в мире по числу поданных заявок на патенты, 2-е — по внутренним затратам на исследования и разработки и числу компаний-единорогов.

В 2021 г. власти КНР представили новый, 14-й, пятилетний план развития, продолжающий курс на формирование инновационной экономики. Особое внимание в документе уделено культуре как элементу «мягкой силы» для достижения национальных целей, с акцентом на развитие креативного сектора. Конкретизирует положения главного стратегического документа страны в части культурной политики План развития культуры. Документ, в частности, предписывает усилить позиции Китая в современных медиаиндустриях. Для этого власти намерены поддержать представителей креативного класса в создании и размещении на онлайн-платформах кино- и видеопродукции, компьютерных игр, музыкальных и литературных произведений, которые пока не получили такого международного признания, как дизайн или изобразительное искусство.

Креативная семерка китайских мегаполисов

Семь крупнейших городов КНР — Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Гуанчжоу, Ханчжоу и Нанкин — входят в мировой топ-100 по численности лидеров креативных индустрий, а сам Китай делит с Германий и Италией 2-е место по числу таких городов, уступая только США. Развитие креативного сектора в стране территориально децентрализовано и не ограничивается одним центром сверхконцентрации в отличие, например, от России, Франции, Японии или Республики Корея. Децентрализация культуры и креативных индустрий в Китае закреплена документами стратегического планирования, согласно которым на регионы возложена обязанность по разработке планов по стимулированию данного сектора. Чаще всего китайские города специализируются на визуальных индустриях — дизайне, изобразительном искусстве и архитектуре, но и другие виды деятельности достигают высокого уровня развития: например, литературное творчество — в Пекине, мода — в Гонконге, компьютерные игры — в Шанхае (рис. 2).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Пекин: резиденция тысяч художников

Среди городов Китая с развитым арт-сектором столица выделяется разносторонностью представленных художественных течений, а из всех мировых мегаполисов лишь Нью-Йорк обгоняет Пекин по численности ныне живущих художников — лидеров аукционных продаж.

Пекин считается родиной такого высококотируемого за пределами Поднебесной жанра современной живописи, как «циничный реализм» (в ироническом ключе отображает актуальные тенденции, в частности порожденные обществом потребления). В столице живут наиболее известные художники этого жанра Цзэн Фаньчжи, Юэ Миньцзюнь и Ван Гуанъи. С Пекином также связаны биографии нескольких самых дорогих китайских живописцев, таких как Цуй Жучжо (работает в традиционной технике рисования водяными красками Гохуа), Минмин Вана (использует исторические техники и сюжеты), Ленг Джун и Ван Идун (работают в редком жанре гиперреалистического портрета).

Успеху пекинских художников способствует развитая арт-инфраструктура. В китайской столице расположены четыре из десяти крупнейших мировых аукционных домов. По числу музеев и картинных галерей Пекин занимает 12-е место среди мировых городов. Расположенная на его восточной окраине деревня Суншуан известна как крупнейшая арт-резиденция, где проживают порядка 5 тыс. художников. Примечательно, что ее первыми поселенцами стали работавшие в современном жанре живописцы, стремившиеся избежать контроля со стороны властей, который особенно заметно проявляется в центральных районах Пекина. В свою очередь, ближе к центру возник арт-квартал «Зона искусств 798», раскинувшийся на территории бывшего военного завода, чье перевоплощение началось с размещения там складов Центральной академии изобразительных искусств Китая.

Шанхай: мировая арена киберспорта

Абсолютный лидер по числу крупных киберспортивных турниров среди глобальных мегаполисов — Шанхай. С 2015 г. в нем проводятся различные чемпионаты по Dota 2. Призовой фонд крупнейшего из них (The International 2019) составил 34,2 млн долларов. С 2017 г. развитие киберспорта является частью городской стратегии Шанхая. Под привлечение геймеров активно формируется особая бесшовная экосистема, позволяющая решать онлайн многие, в том числе бытовые, вопросы. Геймеры могут арендовать апартаменты или снять номер в отеле со специальным игровым оборудованием. В квартале Путуо, где находятся офисы многих игровых компаний, был открыт шоппинг-молл, дизайн которого выполнен в стилистике компьютерных игр. В городе строится киберарена вместимостью 6 тыс. человек, которая должна стать одной из самых больших в мире. В 2019 г. приняты правила, упрощающие зарегистрированным в Шанхае киберспортсменам выезд за границу.

Шэньчжэнь: от имитации к оригинальному дизайну

Первое место в мире по численности наиболее успешных дизайнеров занимает Шэньчжэнь, в 2008 г. признанный ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна». После получения в 1980 г. статуса особой экономической зоны он превратился в «глобальную фабрику», производящую порядка 90% электронных компонентов в мире. Первым глобальным успехом Шэньчжэня в области дизайна стало широкое внедрение концепции «шаньчжай» (shanzhai). Данным термином определяют практику быстро копируемой имитации оригинального продукта, в первую очередь мобильных телефонов, которой прославился весь Китай. На кооперативных фабриках Шэньчжэня (например, рынке Хуацянбэй) производились миллионы ноунейм-мобильников. Многие из них были не просто подделками: по дизайну и функциям (некоторые шаньчжайские модели имели два слота для сим-карт, громкие музыкальные динамики или даже камеру с компактным телескопическим объективом) почти не уступали оригиналам.

Со временем индустрия копий в Шэньчжэне уступила культуре креативного дизайна, тесно связанного с технологическими инновациями. Так, ведущий мировой производитель дронов DJI Фрэнк Ван освоил технологию линз через покупку доли в шведской компании по производству фотоаппаратов Hasselblad. Другой пример успеха без подражания демонстрирует автомобильная марка BYD, ставшая победителем престижного дизайнерского конкурса IF Design Awards c новой моделью седана Han EV, выпускаемого как в гибридной версии, так и в версии, питающейся только от электродвигателя. Ярко манифестирует смену производственной философии от «сделано в Китае» до «создано в Китае» открытое в 2017 г. в Шэньчжэне «Общество дизайна» — культурный хаб площадью 26 тыс. м2 и одновременно музейный проект китайского девелопера CMSK и лондонского Музея Виктории и Альберта (стал его первым зарубежным филиалом).

Гонконг: модный «хамелеон»

Гонконг входит в топ-10 мировых городов по уровню развития индустрии моды и стабильно занимает высокие позиции в рейтинге столиц моды по версии Global Language Monitor. Благодаря локализации как повседневных марок (Bosideng и Esprit), так и специализирующихся на предметах роскоши (холдинг Chow Tai Fook) Гонконг замыкает топ-5 мировых городов по числу крупнейших компаний модной индустрии. Его особенностью является путь от массового производителя швейной продукции 1990-х годов и шоппинг-центра люксовых брендов 2000-х до новой точки концентрации независимых марок, вовлеченных в актуальную экоповестку. Все больше локальных компаний демонстрируют приверженность принципам устойчивого развития и бережного отношения к природным и человеческим ресурсам. Например, компания Paper Shades выпускает оправы для очков из переработанной бумаги. В 2021 г. шесть из 16 гонконгских брендов, представленных на международных онлайн-платформах, внедряли принципы устойчивого развития. Для стимулирования этого направления город даже учредил специальную премию Fashion Future Challenge Award.

Ханчжоу: архитектурная школа, открытая для мастеров со всего мира

Один из старейших городов Китая, некогда имевший столичный статус, Ханчжоу знаменит живописными видами, рекреационными территориями и не только особой архитектурой, но собственной архитектурной школой, которая сочетает традиции и современность и опирается на серьезные академические изыскания. Еще в 1928 г. в Ханчжоу был основан Институт архитектуры Китайской академии искусств, который сейчас возглавляет проф. Ван Шу, стоявший у истоков китайского нового модернизма, первый китайский лауреат Притцкеровской премии.
Архитектурные бюро Ханчжоу, такие как GOA или line+, участвуют в различных национальных архитектурных рейтингах. В 2016 г. несколько местных архитектурных команд получили награду World Architecture Festival. Город открыт и для творчества иностранных мастеров: по проекту нидерландского бюро UNStudio построен многофункциональный комплекс энергоэффективных небоскребов, а архитектурная компания BIG известного во всем мире датского визионера Бьярка Ингельса проектирует в Ханчжоу штаб-квартиру для производителя смартфонов OPPO.

Комментарий

Боос Виктория Олеговна

Виктория Боос, ведущий эксперт Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Развитие креативного сектора в Китае можно сравнить с запуском бумажного змея, который тоже родом из Поднебесной. С одной стороны, этот процесс выглядит легким и естественным, с другой — за ним стоит тщательное государственное планирование, четкое понимание места, которое креативные индустрии должны занимать в экономике, и даже выбор момента для запуска креативных политик: когда уже создана технологическая база. Бумажный змей, хоть и привязан к земле, но может облетать большие территории; так и креативный сектор в Китае распределен по множеству городов.

Какие креативные практики и подходы Китая могла бы перенять и Россия? Во-первых, переосмысление исторически сложившихся креативных специализаций городов — по примеру текстильной промышленности в Гонконге. Во-вторых, создание особой среды под запросы приоритетных креативных индустрий города — по модели развития гейминга в Шанхае.
В-третьих, сотрудничество с крупными компаниями креативного сектора — по опыту создания аукционных домов в Пекине.

 


Источники: материал составлен в рамках подготовки второго издания Рейтинга инновационной привлекательности мировых городов (выпуск ожидается в 2023 г.).

Источники информации о звездах креативных индустрий — аналитические порталы, отраслевые рейтинги, премии, агрегаторы продукции креативных индустрий: Fashion United, FARFETCH, NET-A-PORTER, Luisa Via Roma, Mytheresa, IMDb, FIAPF, The Game Awards, Esports Earnings, Steam, Games. com, Effie Awards, Provoke, Cannes Lions, D&AD, The Pritzker Architecture Prize, World Architecture Festival Awards, A’ Design Award, iF Design Award, Red Dot Design Award, премия Японской художественной ассоциации, Artprice, Power 100, QS, THE, Wikipedia, Billboard, Spotify.

Материал подготовили Виктория Боос, Евгений Куценко, Екатерина Иванова


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущие выпуски серии «Наука, технологии, инновации»:
«Инновационные возможности бизнеса в условиях дестабилизации импорта»
«Китайский учет технологических компаний»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ