В малом бизнесе все больше инноваций
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует динамику инновационной деятельности малых промышленных предприятий по данным Росстата за период 2015–2021 гг. и отмечает положительные тенденции по основным показателям развития.
В 2021 г. более 2 тыс. компаний осуществляли разработку и внедрение инноваций в промышленном производстве (на 27% больше, чем в 2019 г.; на 71%, чем в 2015 г.) (табл. 1). Их доля в общем числе обследованных предприятий (уровень инновационной активности) выросла до 6,9% (+2,4 п. п. за период 2015–2021 гг.). Максимальные показатели — в производстве лекарственных средств и материалов (23,7%), компьютеров, электронных и оптических изделий (20,4%).
Положительной тенденцией является рост инвестиций в инновации: объем затрат на развитие инновационной деятельности малых предприятий в 2021 г. достиг 54,4 млрд руб., превысив уровень 2019 г. на 70% (в постоянных ценах) (рис. 1). Увеличение масштабов финансирования характерно для большинства отраслей, что во многом связано с введением мер антикризисной поддержки малого бизнеса. Высокие темпы прироста показателя продемонстрировали производители кокса и нефтепродуктов (рост в 73 раза), текстильных изделий (в 44 раза), кожи (в 7,5 раз), продукции металлургии (в 7 раз), прочей неметаллической минеральной продукции (в 4 раза). Всего за период 2015–2021 гг. инновационные вложения в промышленном производстве утроились.
Главным источником формирования затрат на инновации служат собственные средства предприятий (73%). Доля средств федерального бюджета в общем объеме финансирования занимает 8%, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов — 0,4%. Государственная поддержка инноваций растет: в сравнении с 2019 г. ее совокупный объем увеличен в 3,6 раз (в постоянных ценах). При этом основными получателями данной поддержки являются две отрасли — производство компьютеров, электронных и оптических изделий, а также производство машин и оборудования (суммарно 73%), участвующие в реализации проектов, направленных на ускорение импортозамещения и цифровую трансформацию экономики.
Важнейшими статьями затрат на инновации являются расходы на покупку машин, оборудования, прочих основных средств (37%), а также на исследования и разработки новых продуктов, услуг, методов их производства, бизнес-процессов (22,8%). Более чем втрое увеличились затраты на приобретение прав на патенты и лицензий: с 1,1% в 2019 г. до 3,8% в 2021 г. Доля средств, направляемых на разработку и приобретение программ для ЭВМ и баз данных, минимальна: 1,4% в 2021 г. и 0,9% в 2019 г.
Показатель интенсивности затрат на инновационную деятельность, определяющий соотношение инвестиций с объемами выпуска инновационной продукции, в 2021 г. составил 1,3% (против 1% в 2019 г., 0,8% в 2017 г. и 0,6% в 2015 г.). В компаниях по производству лекарственных средств и материалов его значение достигает 6%, компьютеров, электронных и оптических изделий — 4,8%, текстильных изделий — 3,1%.
Выпуск инновационной продукции набирает обороты. Фактический объем инновационных товаров, работ, услуг, произведенных малыми предприятиями промышленного производства, в 2021 г. достиг 118,8 млрд руб., это на 51% больше, чем в 2019 г. (в постоянных ценах). Основной прирост обеспечили производители компьютеров, электронных и оптических изделий, машин и оборудования, готовых металлических изделий, прочей неметаллической минеральной продукции. Кроме того, зафиксирован рост продаж за счет внедрения инноваций в производстве текстильных изделий (+654%), напитков (+253%), одежды (+151%), резины (+136%). Всего за период 2015–2021 гг. объем выпуска новых и усовершенствованных товаров, работ, услуг увеличился в 2,6 раз.
Доля инновационной продукции в общем объеме продаж малых предприятий в 2021 г. составила 2,8% (против 2,4% в 2019 г. и 1,6% в 2015–2017 гг.). Лучшие результаты показали производители компьютеров, электронных и оптических изделий (8,9%), лекарственных средств и материалов (5,8%).
Инновационная продукция малых предприятий отличается высоким уровнем новизны. Предприятия в основном производят товары и услуги, впервые внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям (77,9%). Доля усовершенствованной продукции, основанной на существующих технологиях, составляет 22,1%.
Резюме: Малый бизнес в России не только устоял в постпандемийный период, но и интенсифицировал инновационные процессы. На фоне усиления конкуренции и диверсификации спроса компании смогли переориентировать деятельность, направленную на удержание рынка: за период 2015–2021 гг. позитивная динамика просматривается по всем ключевым показателям инновационной активности.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта «Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам развития науки в Российской Федерации и за рубежом» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Светлана Фридлянова
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«От “сделано в Китае” к “создано в Китае”»
См. также по теме: «Развитие инновационной деятельности в 2021 году»