Креативный класс России: портрет в цифрах
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в спецвыпуске дайджеста НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» представляет результаты количественного анализа креативного класса России — лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой и интеллектуальной деятельностью.
Главные выводы:
Численность креативного класса в России составляет 3,4 млн человек, или 4,8% от общей численности занятых; за пять лет она увеличилась практически на треть.
Немногим менее половины (43,4%) всех занятых приходится всего на две профессии — специалистов по рекламе и маркетингу (24,4%) и разработчиков программного обеспечения (19%), а около 68% занятых в этом сегменте — на десять творческих профессий.
Для креативного класса в целом характерна концентрация в столицах и крупнейших городах. В России он сосредоточен преимущественно в Москве (25,1%) и Московской области (8%), Санкт-Петербурге (7,9%), Краснодарском крае (3,2%), Республике Татарстан и Свердловской области (по 2,5%).
Наиболее типичный представитель российского креативного класса — это молодой мужчина (25–34 года) с высшим образованием. В последние годы прослеживается тенденция старения этой категории работников, что в целом соответствует общероссийским трендам развития рынка труда.
Несмотря на устоявшиеся представления о преимущественно гибком и ненормированном графике работы представителей творческих профессий, в России у них в основном стандартная 40-часовая рабочая неделя и полный рабочий день.
По специальности работают только около половины занятых в творческих профессиях в России. При этом наиболее важными для выполнения трудовых обязанностей оказались именно профессиональные навыки, непосредственно относящиеся к работе, а также навыки использования профессиональной документации и цифровые компетенции.
Среди универсальных навыков наибольшим спросом на «творческом рабочем месте» пользовались многозадачность, умение принимать решения, навыки поиска новых идей и стрессоустойчивость.
Спецвыпуск дайджеста представляет результаты проекта «Формирование методологических основ измерения социально-экономических характеристик креативных индустрий и креативного класса», реализуемого в рамках НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Авторский коллектив дайджеста: Михаил Гершман, Анна Демьянова, Евгения Полякова
См. также другие выпуски дайджеста НЦМУ:
«Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы» (август 2021 г.)
«Креативные специализации российских городов» (февраль 2022 г.)
Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» был создан в 2020 году в рамках Национального проекта «Наука» как консорциум, в который вошли НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.