• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мировой лидер патентования поднимает планку качества

Мировой лидер патентования поднимает планку качества

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

В 2022 году оформились контуры современной системы патентования КНР: она все более явно нацелена на повышение качества патентных заявок и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал новейшие меры правительства КНР в этой сфере, которые в перспективе могут стать референтными и для других государств, решающих задачи усиления связей между наукой и бизнесом и стремящихся обеспечить технологический суверенитет.

Феноменальный рост числа патентов обернулся снижением их качества

С момента запуска в КНР политики реформ и открытости, то есть уже более 40 лет, правительство страны предпринимает масштабные меры по развитию сферы науки и технологий, которые в том числе способствовали становлению национальной системы патентования.

За последние 20 лет уровень патентной активности Поднебесной вырос в 50 раз. Если в 2001 г. число патентных заявок на изобретения в КНР было в 16 раз меньше, чем у Японии, в десять раз — чем у США и в пять раз — чем у Германии, то уже через десять лет Китай вышел на третье место в мире по этому показателю (после Японии и США), а еще через десять — на первое.

Сейчас в среднем на каждые 100 млн юаней (1,1 млрд руб.), направленных на исследования и разработки (ИР) внутри страны, приходится 70 заявок на изобретения, поданных в Китайское патентное ведомство (почти на 20 ед. больше, чем 30 лет назад).

Вместе с тем китайская система патентования столкнулась с рядом барьеров, выраженных в низком уровне соблюдения и защиты интеллектуальных прав, а также слабой практике применения патентов на производстве. Обострилась и проблема качества патентных заявок, особенно в организациях, выполнявших ИР в рамках государственных контрактов и заданий, отчетность по которым включала показатели патентной активности (в период сдачи отчетности число заявок у таких организаций росло, а цитируемость в сравнении с заявками, поданными в другие месяцы, снижалась). Все это требовало пересмотра политики КНР в сферах патентования и управления интеллектуальной собственностью (ИС).

Собственные технологии на службе экономики

Для преодоления описанных проблем правительство КНР существенно пересмотрело ранее действующие в стране патентные нормы и правила. В 2020 г. были утверждены принципиально новые поправки к Закону о патентах, предусматривающие совершенствование практики патентования, а в 2021 г. Национальное управление интеллектуальной собственности Китая (China National Intellectual Property Administration, CNIPA) выпустило Уведомление о дальнейшем усилении регулирования патентной деятельности. В том же году в рамках 14-го пятилетнего плана социально-экономического развития КНР и долгосрочных целей до 2035 г. была принята Концепция построения мощной державы в области ИС, определяющая принципы развития этой сферы и новые целевые индикаторы на период до 2025 г. (табл. 1).

Правительство четырежды вносило правки в Закон о патентах, принятый в 1984 г. (1992, 2000, 2008 и 2020 гг.). Если первые изменения сводились к поощрению количественного роста и расширения всего спектра патентной активности (через упрощение заявочных процедур и экспертизы), то смыслом четвертых поправок стало введение стимулов к созданию качественных инноваций через патентование и росту доверия граждан и бизнеса к институту ИС.

Приоритет государственной политики в сфере ИС — внедрение РИД, а не стимулирование количества поданных патентных заявок. Его реализацию призваны поддерживать такие принципы, как: гарантия защиты и повышение качества объектов ИС; интеграция деятельности в области ИС с другими сферами экономики и общества; расширение международного сотрудничества по вопросам ИС, изобретательской и инновационной деятельности.

Согласно целевому видению правительства и CNIPA, патентная деятельность в стране должна отвечать потребностям экономики и опираться на имеющийся научно-технологический потенциал предприятий (учитывать компетенции персонала, специфику материально-технической базы и тематики проводимых ИР). Установка на усиление независимости Китая от импорта технологий проходит одной из сквозных линий в Концепции.

В конце 2022 г. были сформулированы последние новшества, определившие контуры системы патентования КНР. Они главным образом касаются совершенствования практики патентной экспертизы (включая правила подачи и корректировки патентных заявок, в том числе международных1), режима оценки патентной активности и усиления защиты прав ИС.

В оценивании патентов акценты смещены с количественных показателей в сторону качественных метрик, характеризующих социально-экономические эффекты. Динамика темпов роста заявок отныне не учитывается среди основных целевых ориентиров организаций и ведомств.

Одновременно приостанавливается государственное финансирование заявок на патенты на всех уровнях власти. Вместо него вводится форма поддержки в виде «пострегистрационной субсидии» (post-grant subsidy): заявитель может ее получить только после выдачи ему патента, однако объем субсидии не должен превышать 50% от суммы официальных сборов, уплаченных в процессе патентования, и не может распространяться на оплату посреднических услуг.

Коммерциализация РИД «заземляется»

Обновленная патентная политика Китая предусматривает всяческое поощрение создателей патентов высокого качества на уровне провинций и городов центрального подчинения.

Так, CNIPA совместно с Министерством финансов КНР в качестве трехлетнего эксперимента по стимулированию инновационной активности регионов и трансформации сферы патентования ввели специальный режим, который, в частности, предусматривает стартовую финансовую поддержку для каждого региона, проявившего результативность в сфере ИР и коммерциализации РИД. В 2022 г. ее объем составил 50 млн юаней (545 млн руб.), в 2023 г. он будет удвоен в отношении субъектов с наиболее значимыми результатами (100 млн юаней, или 1,1 млрд руб.).

Показатели эффективности региона, принимаемые во внимание для принятия решения о размере его финансовой поддержки, включают:
(1) число, объем и динамику стоимости объектов ИС, поставленных на баланс университетами, научными учреждениями, государственными организациями в качестве первоначальных патентообладателей; (2) число, объем и динамику стоимости объектов ИС, переданных университетами, научными учреждениями, государственными организациями (в качестве первоначальных патентообладателей) субъектам МСП и поставленных теми на баланс; (3) число субъектов МСП, поставивших на свой баланс объекты ИС, полученные от первоначальных патентообладателей и учтенные в показателе (2)*; (4) число и объем кредитования бизнес-проектов под залог объектов ИС.

* CNIPA планирует осуществлять выборочные проверки предприятий для анализа операционных доходов и численности персонала.

В соответствии с четвертыми поправками к Закону о патентах Китая, был введен механизм открытой лицензии, в рамках которого автор патента может передавать права на его использование неограниченному кругу лиц, самостоятельно определяя размеры комиссий и иных платежей. По данным Госсовета КНР, в первой половине 2022 г. услугой воспользовались около 10 тыс. компаний (+68%). Среди них — 7 тыс. субъектов МСП (+111,7%). Виден эффект и от введенных новшеств, касающихся расширения кредитования на китайском рынке ИС. Общий объем кредитного финансирования субъектов МСП под залог прав на объекты ИС увеличился на 51,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 162,65 млрд юаней (1,8 трлн руб.).

Механизм открытой лицензии отличается децентрализованным принципом управления. Права на лицензию предоставляет не административный департамент Госсовета КНР (как было ранее), а профильные отделы патентных ведомств провинций и городов центрального подчинения КНР. Эти отделы также обеспечивают открытым лицензиям, инициированным патентообладателями, быстрое продвижение на рынок при помощи сервисных интернет-платформ.

Выход на IPO перспективных компаний, осуществляющих деятельность в высокотехнологичных и стратегически важных отраслях китайской экономики, обеспечивает посредством создания для них упрощенных условий листинга запущенная на базе Шанхайской фондовой биржи Платформа по научно-техническим инновациям (STAR market).

Работодатели в Китае наделены правом предоставлять сотрудникам — авторам патентов вознаграждение за служебные изобретения, включая акции, опционы, дивиденды.

Контроль за патентными нарушениями усиливается

Неправомерные действия в сфере патентования будут подвергаться существенным санкциям. Нарушения патентных прав теперь могут расцениваться в качестве противоправных действий относительно и патентного и антимонопольного законодательства, а полномочиями по работе с ними наделяются фактически все основные отделы патентных ведомств. Границы сумм ущерба, взыскиваемых с нарушителей, увеличены до диапазона 30 тыс. — 5 млн юаней (327,2 тыс. руб. — 54,5 млн руб.), ранее они были установлены на уровне 10 тыс. — 1 млн юаней. Причем потерпевшей стороне может быть возмещена сумма ущерба, рассчитанного двумя способами — по понесенным ею убыткам или по объему прибыли, полученной нарушителем.

В рамках новой политики патентования в Китае предметом особого контроля и регулирования стали: дублирование патентных заявок (многократная подача на регистрацию похожих документов разными заявителями); явные несоответствия между содержанием заявок и квалификацией заявителей; отсутствие инновационных решений в поданных заявках. В качестве административных мер за подобные нарушения предусмотрены как отмена льгот по уплате патентных пошлин и запрет на участие в каких-либо патентных конкурсах, грантах или премиях, так и полный запрет на подачу патентных заявок нарушителем на срок до пяти лет.

В случае выявления правовых нарушений должны будут применяться санкции не только к самим заявителям, но и к связанным с ними патентным поверенным и агентствам. Контрольно-надзорные органы Китая активизируют деятельность по поиску и обработке информации о неправомерных заявках, сотрудничая со CNIPA и его региональными отделениями с целью корректировки статистики и исключения из нее таких заявок.

Комментарий

Клыпин Андрей Владимирович

Андрей Клыпин, ведущий эксперт Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Изменения китайского законодательства о патентах вместе с последними концептуальными документами в этой области задают новый вектор патентной политики в стране, с фокусом на стимулирование высококачественных патентных заявок и коммерциализацию РИД.

Государство, с одной стороны, усиливает меры регулирования в сфере патентования и устрожает санкции за нарушения (рост размеров штрафов и степени ответственности; наделение патентных служб новыми полномочиями), с другой — расширяет линейку вознаграждений за востребованные РИД и возможности для их создания (включая целевое кредитование инновационного бизнеса).

Для российской практики кейс китайской реформы системы патентования интересен новыми мерами и подходами в этой сфере, которые могут быть приняты во внимание в целях развития системы коммерциализации исследований и разработок в вузах и научных организациях, формирования механизмов материального поощрения авторов РИД, а также создания новой системы оценки результативности научных исследований и разработок.


 

Источники: в подготовке материала использованы нормативно-правовые акты, официальные доклады и веб-сайты органов власти и других организаций КНР; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

 

Материал подготовили Андрей Клыпин, Инга Иванова, Михаил Гершман


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«"Визовая" борьба за таланты»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ