• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Великобритания укрепляет статус технологической сверхдержавы

Великобритания укрепляет статус технологической сверхдержавы

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

Правительство Великобритании в марте 2023 г. представило Рамочные условия для развития науки и технологий, определив ряд конкретных шагов для достижения статуса научно-технологической сверхдержавы к 2030 г. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал документ и выделил приоритеты британской политики в данной сфере на ближайшее десятилетие.

Целевые ориентиры

Великобритания намерена устойчиво восприниматься как лидер научно-технологической повестки Европы и третья страна в мире в этой сфере после США и Китая. Реализация мер будет разворачиваться как вовне, например в русле укрепления международного лидерства в области стандартизации в передовых технологиях; так и внутри страны, в частности под углом улучшения общественной осведомленности о целях и успехах ее научно-технологического развития. Власти предполагают, что к 2030 г. доля британцев, считающих, что наука дает дополнительные возможности для карьеры, вырастет с 57% (по результатам последних опросов общественного мнения) до 80%.

Заметно увеличится ресурсная обеспеченность науки: государственные расходы на исследования и разработки (ИР) на 2024–2025 гг. запланированы в размере 20 млрд фунтов стерлингов (около 2 трлн руб.1) — рост на 5 млрд фунтов (492 млрд руб.) в сравнении с 2022 г. Правительство делает ставку и на диверсификацию источников финансирования, в том числе усиление корпоративной науки, поддержку стартапов и скейлапов.

Ряд мер касаются построения регуляторной среды, стимулирующей инновации, развития научной инфраструктуры и различных форматов сотрудничества в сфере науки; также предложены варианты привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.

К достижению заявленных целей к 2030 г. должны привести десять шагов. Первый из них — формирование перечня критических технологий. На основе анализа более чем 50 технологических направлений по восьми критериям авторы документа выделили пять групп критических технологий, на которых предлагают сфокусировать ключевые ресурсы для обеспечения технологического превосходства страны (рис. 1). Для каждой из групп будет разработан с вовлечением ответственных органов собственный план поддержки и пакет стратегических документов. Например, в марте принята десятилетняя стратегия в области квантовых технологий.

Обеспечить максимально благоприятную среду для развития критических технологий призваны прочие инициативы, приведенные в документе. Они сгруппированы по девяти направлениям:

  • определение сильных сторон Великобритании;
  • максимизация притока инвестиций в ИР;
  • всесторонняя поддержка талантов и компетенций;
  • обеспечение достаточного финансирования инновационных компаний в высокотехнологичных и наукоемких секторах;
  • совершенствование системы госзакупок как драйвера инноваций;
  • развитие сети международных партнерств;
  • предоставление исследователям доступа к физической и цифровой инфраструктуре;
  • достижение лидерства в сфере регулирования и стандартизации ключевых технологий;
  • внедрение инноваций в государственные сервисы.

Для каждого из них приводятся желаемые ориентиры, причем не только образ будущего, но и конкретные результаты (включая количественно заданные цели на горизонт до 2030 г.), а также перечень мер, которые планируется принять в ближайшее время.

Авторы Рамочных условий подчеркивают важность ежегодного пересмотра перечня критических технологий при сохранении строгих критериев их определения. Данная задача возложена на Национальный совет по науке и технологиям.

Оптимизация инструментов финансовой поддержки

Чтобы наладить устойчивое и эффективное финансирование ИР, правительство намерено провести аудит всех госпрограмм поддержки науки и сокращать бюрократические процедуры при выделении средств на исследовательские программы. Ставится задача снизить дефицит финансирования инновационных компаний и достигнуть уровня США по этому показателю, особенно в части компаний — скейлапов на поздних раундах привлечения инвестиций.

Для финансирования растущих инновационных компаний, в том числе малых высокотехнологичных, будут привлекаться средства государственного банка экономического развития British Business Bank, пенсионных фондов и грантовых программ в области цифровизации (Digital Growth Grant). Для привлечения заемного капитала через фондовую биржу планируется скорейшая имплементация в законодательство рекомендаций из обзора Hill Review.

Обзор Hill Review опубликован в марте 2021 г., спустя три месяца после Брекзита, в рамках плана по укреплению позиций Великобритании как ведущего мирового финансового центра. Содержал рекомендации по усилению финсектора страны, в числе которых было предложение «рассмотреть, как технологии могут повысить вовлеченность розничных инвесторов и эффективность привлечения капитала».

Digital Growth Grant — объявленный правительством в 2022 г. грантовый конкурс поддержки проектов в области цифрового развития, в том числе направленных на ускорение роста технологических стартапов и расширение инновационных экосистем в регионах Великобритании.

Институциональные инвестиции, в частности средства пенсионных фондов, будут направлены и на масштабирование инновационных компаний. Это, с одной стороны, должно способствовать росту доходности пенсионных накоплений, а с другой — создаст возможность наиболее перспективным предприятиям получить доступ к внутренним источникам капитала.

До конца 2023 г. через парламент будет проведен билль о реформе системы госзакупок, согласно которому доступ к закупкам для малого инновационного бизнеса станет более простым и гибким. Ведомства обязаны будут регулярно информировать о потребностях в инновационных продуктах и услугах, а также проходить публичный аудит соответствующих запросов. Для устойчивого финансирования разработок в области критических технологий планируется установить минимально необходимую долю госзакупок такой продукции. Этому, в частности, должно способствовать масштабирование инициативы поддержки малого бизнеса Small Business Research Initiative (разработчики новых технологий напрямую взаимодействуют с госсектором, участвуя при этом в оптимизации госуслуг и процессов управления).

Для выравнивания регионального развития ставится задача к 2030 г. не менее чем на 40% увеличить объем внутренних затрат на ИР за пределами столичного региона (Юго-Восточной Англии). Эти средства должны стимулировать рост производительности труда, заработной платы, количества и качества рабочих мест и уровня жизни в соответствующих регионах. Предполагается усилить коммерциализацию и обмен знаниями за счет адресной поддержки местных инновационных кластеров.

Институциональное разнообразие

Авторы документа подчеркивают необходимость повышения институционального разнообразия в научно-технологической сфере и развития, наряду с университетами, специализированных исследовательских центров, бизнес-инкубаторов, центров Catapult и др.

Центры Catapult — сеть центров развития инновационных бизнес-идей, которые предоставляют предприятиям консультационные услуги и возможности тестировать, демонстрировать и совершенствовать свои разработки. Работа проводится как с малым и средним, так и с крупным бизнесом.

Примечательно, что также в марте 2023 г. вышел доклад «Независимый обзор организационного развития сферы исследований, разработок и инноваций», который подготовил лауреат Нобелевской премии 2001 г. в области медицины и физиологии сэр Пол Нёрс. В нем ученый предложил ряд рекомендаций по обеспечению проведения исследований полного цикла в государственных исследовательских центрах: устойчивое долгосрочное финансирование, регулярный аудит, формулирование и обновление своих миссий и реорганизация / ликвидация, в случае если их сфера компетенций станет менее приоритетной или исчерпанной.

Цифровая оболочка науки

Авторы Рамочных условий предлагают создать пилотную версию исследовательской облачной инфраструктуры, а также расширить для ученых доступ к данным из разных источников через Интегрированную службу данных Национального статистического ведомства.

Также планируется развивать инициативу по созданию Платформы стандартизации искусственного интеллекта (ИИ) (AI Standards Hub Platform), где будут представлены промышленность, наука, органы власти, потребители и гражданское общество. В числе задач платформы — разработка и популяризация стандартов устойчивого и этичного ИИ, экспертиза практик внедрения решений на основе ИИ, консультирование и другие формы поддержки.

Другой успешный пример для планируемого масштабирования — трансформационные курсы по направлениям ИИ и анализа данных, в создание которых было инвестировано порядка 30 млн фунтов (2,95 млрд руб.).

Развитие цифровых и STEM-компетенций

В соответствии с объявленной новым премьер-министром целью, все граждане Великобритании будут изучать математику вплоть до достижения 18 лет. Кадровую базу науки и технологий предполагается наращивать, расширяя доступ к развитию цифровых и STEM-компетенций для самых разных категорий, в частности по линии программ Skills for Life и Get the Jump.

Skills for Life — программа обучения и переквалификации граждан всех возрастных групп и профессий. Реализуется с 2001 г. Get the Jump — часть программы Skills for Life, направленная на возрастную аудиторию с 16 лет и дающая возможность получить опыт работы, совмещая его с учебой.

Постоянный приток кадров в сферу цифровых технологий должны будут поддерживать совместные усилия правительства, университетов и работодателей. На горизонте до 2030 г. особое значение приобретают меры по планированию и корректировке развития карьеры — ведь 80% рабочей силы, которая будет на рынке к тому году, активна уже сейчас, и во избежание дефицита компетенций необходимо адаптировать имеющиеся трудовые ресурсы под запросы рынка.

Для ускоренной цифровизации госсектора планируется довести до 50% долю выпускников STEM-специальностей среди участников программы подготовки управленческих кадров Fast Stream (специалисты, обладающие высоким потенциалом занять руководящие должности на госслужбе, имеют возможность получить разнообразный опыт, проходя стажировки в нескольких ведомствах). Дополнительное внимание будет уделяться роли действующих при министерствах и ведомствах главных научных консультантов, которые, в частности, отвечают за выявление лучших практик в области STEM и участвуют в их внедрении по своим направлениям.

Статистику занятости и образования, а также потребностей в квалифицированных специалистах по регионам планируется отслеживать с помощью информационной системы (дашборда) региональных компетенций в сфере STEM.

Повестке ИИ уделяется особое внимание в программах по привлечению талантов из-за рубежа. Среди основных инструментов — система визовых возможностей для высококвалифицированных кадров (High-Skilled Visa System), в нее входят программы Global Talent, Start Up/Innovator, High Potential Individual, Scale Up и Graduate (см. подробнее «“Визовая” борьба за таланты»). Лучше адаптироваться на местах привлеченные специалисты смогут, проходя дополнительное обучение в Институтах технологий, которые создаются по линии еще одной программы при поддержке ведущих работодателей страны.

Международные партнерства и продвижение стандартов

Нацелившись на место в тройке лидеров в сфере ИР, Великобритания выстраивает многоуровневую систему международных партнерств в научно-технологической сфере, гибко отвечающую ее национальным приоритетам. Ориентиры — имеющиеся структуры (G7 и G20), на основе которых будут развиваться связи различного масштаба и глубины.

Страна намерена открыть доступ зарубежным партнерам к своей инновационной инфраструктуре, включая центры Catapult, испытательные стенды и живые лаборатории, где проводятся прикладные исследования. Инвестиции в международную исследовательскую инфраструктуру (ЦЕРН, Европейская лаборатория молекулярной биологии) предполагает соотносить с перечнем своих критических технологий. Великобритания видит себя скорее одним из центров, где такая инфраструктура будет создаваться, в отличие от других стран, которые больше подключаются к международным проектам (в их числе, например, такие крупные, как Германия).

Великобритания все более утверждается в роли источника международных стандартов и регулирования для новой продукции и рынков, возникающих в процессе развития критических технологий, что дает ей «преимущество первопроходца». Она будет его наращивать и далее, стремясь сделать свои стандарты общепринятыми и возглавить международные усилия по формированию стандартов и правил для критически важных технологий на уровне ВТО, G7, G20, ОЭСР, НАТО, Совета Европы, Содружества наций и ООН.

Страна планирует развивать форматы международного взаимодействия, в том числе программы, ориентированные на оказание помощи в технологическом развитии развивающимся экономикам. В ближайшее время предполагается создать Фонд международных научных партнерств с капиталом 119 млн фунтов (11,7 млрд руб.), Британский технологический центр экспертизы и расширить зарубежную сеть «технологических представителей» (Tech Envoys).

«Технологический представитель» направляется правительством Великобритании в регион для работы с партнерами в таких областях, как установление глобальных технологических стандартов и практическое использование инновационных технологий. Задача утвержденных в такой должности — лучше представить страну как научно-технологическую сверхдержаву. В мире работают всего два «технологических представителя» — в США (назначен в 2020 г.) и в Индии (назначен в марте 2023 г.).

В целях развития международного взаимодействия этой весной стартует ориентированная на инвесторов с западного побережья США кампания GREAT Tech, а в октябре будет организован Глобальный инвестиционный саммит. Также планируется запуск новых программ-акселераторов для британских городов, цель которых — повысить их привлекательность и глобальную конкурентоспособность как инновационных центров.

Резюме

В последние годы Великобритания постепенно усиливала научно-технологический потенциал, что выражалось в положительной динамике затрат на ИР (в том числе по отношению к ВВП), численности исследователей, публикационной и патентной активности. Новый рамочный документ демонстрирует системный подход и высокие амбиции страны в разворачивающейся глобальной технологической гонке. Кроме наращивания государственных расходов на науку, власти планируют существенно расширить доступ к финансовым ресурсам и обеспечить приток зарубежных инвестиций для развития инновационного бизнеса. Большое внимание уделяется подготовке кадров, развитию STEM-навыков и цифровых компетенций, целевому привлечению талантов в приоритетные научные сферы. Повышается важность регионального и институционального развития сферы науки и инноваций. В международном научно-техническом сотрудничестве ставка делается на выстраивание широкой партнерской сети и продвижение собственных технологических стандартов.

 


Источники: данные Департамента науки, инноваций и технологий Великобритании, результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.

 

Материал подготовил Михаил Гершман


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Предпринимательская активность в России: движение вверх»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ