• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Анна Гребенюк об Индустрии 5.0 для «Журнала РБК»

Чем глубже цифровизация и автоматизация проникают во все сферы жизни общества, тем больше возникает теорий дальнейшего социально-экономического развития человечества. Одна из них — Индустрия 5.0, или Пятая промышленная революция, в основе которой эффективное сотрудничество людей и машин. «Журнал РБК» разбирается в двух разных точках зрения на то, имеет ли эта концепция право на существование. Позицию, которую в формате интервью обосновала заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анна Гребенюк, с разрешения редакции перепечатываем целиком.

— Можно ли говорить об Индустрии 5.0 как о новой технологической революции?

— Концепции промышленных революций, последняя из которых носит название Индустрия 4.0, построены таким образом, что предполагают создание новых технологий, которые меняют цепочки формирования стоимости и рынки, то есть оказывают подрывное влияние на экономику в целом. Такими в свое время стали искусственный интеллект, машинное обучение, технологии дополненной реальности, интернет вещей, цифровые двойники и т. д.

Человекоцентричные технологии не несут глобальных изменений уклада. Поэтому я бы не стала говорить о совершении на наших глазах новой технологической революции. Скорее это проявление тренда на человекоцентричность, который совпадает по хронологии с Индустрией 4.0. Да, новые технологии появляются, в основном это биотехнологии, и они занимают свою нишу, но при этом в корне не меняют сложившиеся производственные цепочки. Автоматизация, цифровизация продолжат развиваться, а параллельно будет происходить процесс внедрения в различные сферы биотехнологий.

— Почему человекоцентричность не вяжется с промышленной революцией?

— Если в предыдущие столетия во главе угла все-таки стояло производство, то сейчас — я не скажу, что это повсеместно, но все же в развитом мире этот тренд прослеживается и о нем много говорят — главной ценностью признается человеческий капитал. Что делает страны конкурентоспособными? Сейчас это не столько наличие ресурсов, природных ископаемых, как это было раньше, а человеческий потенциал. То есть непосредственно люди, которые умеют создавать технологии и применять их в жизни. Можно даже закупить технологию у другой страны и привезти в свою, но персонал нужно обучить обращаться со сложным оборудованием — это тоже непростая задача.

Произошла переоценка ценностей на глобальном уровне: человеческий потенциал теперь и есть новая нефть. Важно использовать человека не только как рабочую силу — нужно создавать условия, чтобы он развивался, чтобы у него были возможности раскрыть свои таланты, применять креативные способности. Когда человек погружен в рутину и текучку, он не может стратегически мыслить. Именно поэтому в современном мире возник вопрос о сокращении рабочей недели. Дело не в том, чтобы люди больше работали и поэтому больше производили, а в том, чтобы они работали качественнее и эффективнее.

Индустрия 5.0, на мой взгляд, это маркетинговый ход, за которым стоит тренд на человекоцентричность. Раскрыть потенциал человека, сделать его профессиональную деятельность более разнообразной, позволить видеть результаты собственного труда — вот что за ним скрывается. Здесь нет технологического слома, но есть изменение фокуса внимания, сейчас он направлен на человека. Мы меняем не средство достижения цели, а саму цель. Человек представляет ценность сам по себе, и без развития его потенциала невозможно развитие компаний и стран.

— Какие человекоцентричные технологии развиваются сейчас?

— Они совершенно разные. Например, био- и нейротехнологии помогают людям с нейродегенеративными заболеваниями, но в среднесрочной перспективе позволят развивать умственные и психологические способности. Технологии лечения и предотвращения заболеваний путем ранней диагностики позволяют выявить болезнь на ранней стадии, чтобы ее было проще вылечить и не допустить негативного влияния на организм.

Помимо стандартных медицинских здоровьесберегающих технологий к человекоцентричным можно отнести очень разные информационные технологии, в частности образовательные, которые в массе своей все цифровые. Они позволяют людям с ограниченными возможностями получать образование. Также такие технологии дают возможность учиться дистанционно: если человек родился не в мегаполисе, ему все равно доступно качественное образование высокого уровня. Сюда же можно отнести возможность построения индивидуальных траекторий — и образовательных, и карьерных.

Вообще прослеживается четкий тренд на персонализацию. Если раньше на профориентационных занятиях в школе у ребенка было, условно говоря, три пути, по которым он может пойти, то сейчас этот диапазон намного шире и разветвленнее. Современные технологии позволяют выстроить траекторию развития человека, выявить предрасположенности и таланты, выращивать компетенции, встраиваться в профессиональные сообщества.

Говоря о технологиях, в центре которых находится человек, нельзя не затронуть те, что делают жизнь комфортнее и проще. Сюда, к примеру, можно отнести технологии планирования города: это идея о том, как его обустроить, сделать безопасным, а среду — доступной, в том числе комфортной для заботы о своем здоровье. Одним словом, человекоцентричные технологии — это целый комплекс инноваций, которые не всегда можно назвать собственно техническими, в ряде случаев это менеджерские решения.

— Человеческий потенциал не всегда был в фокусе внимания, а самого человека даже называли винтиком системы. Чем обусловлен сегодняшний тренд на человекоцентричность?

— Мир усложняется, и технологии вместе с ним. Чтобы их создавать и применять, нужны люди, которые умеют это делать. В середине прошлого века обучить людей работе на станке можно было за очень короткий срок, так как техника на тот момент была не настолько комплексной. Сейчас все намного сложнее: у человека должно быть университетское образование, база, бэкграунд, плюс к этому он должен обучиться работе с конкретным оборудованием или ПО. Мы говорим и об ученых, которые создают технологии, и о тех людях, которые применяют их в жизни. Вклад в человеческий потенциал важен, он позволяет не терять ценные кадры. Чтобы их заменить и обучить новых специалистов, компании или государству нужно будет снова потратить ресурсы.

— Существует ли риск того, что с трендом на человекоцентричность будет то же, что случилось с трендом на экологичность и гринвошингом?

— В каких-то областях повсеместное внедрение технологий, в том числе человекоцентричных, неизбежно, но в каких-то можно будет обойтись и без этого — все зависит от ниши и отрасли. И я не исключаю повторения истории с ESG, когда за сертификатом о внедрении технологий устойчивого развития у производителя на самом деле ничего не стоит. Человекоцентричные технологии тоже могут стать красивым ярлыком, маркетинговым ходом.

Однако те компании и государства, которые выстраивают долгосрочное планирование, будут их внедрять и уже внедряют. Удобные офисы, гибридный или удаленный график работы, медицинская страховка — все это потенциальный сотрудник будет оценивать при приеме на работу. Еще один важный тренд — возможность получения психологической помощи. Для компании это важно, потому что выгоревший сотрудник неэффективен.

— Это можно назвать новой формой заботы бизнеса о человеке?

— Сложно сказать, это забота о человеке или о выгоде. Но в любом случае здорово, что здесь эти два направления совпадают. Ориентир на человека — здоровый тренд, который нужен современности. А как именно он будет называться — Индустрия 5.0 или тренд на человекоцентричность, уже не так важно.

Беседовала Александра Дьякова

Источник: «РБК Тренды» (31.05.2024)

Другой взгляд на Индустрию 5.0 в материале «Что такое Индустрия 5.0 и когда наступит ее эпоха» представил Андрей Скорочкин, руководитель «Рексофт Консалтинга» — подразделения в группе «Рексофт», отвечающего за трансформационный и стратегический консалтинг.