• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Растет спрос на обучение в аспирантуре

Растет спрос на обучение в аспирантуре

Использован дизайн vector4stock / Freepik

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует данные о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по итогам 2023 г. и тренды, прослеживаемые в динамике с 2010 г. В целом привлекательность аспирантуры в России в последние годы растет при усилении государственной поддержки студентов, аспирантов и молодых ученых1, а также интереса представителей других возрастных категорий к повышению своей квалификации.

К концу 2023 г. численность аспирантов достигла 121,6 тыс. чел., увеличившись по сравнению с 2022 г. на 10,8%, а с 2019 г. — на 44,3% (рис. 1). На обучение в аспирантуру в 2023 г. были приняты 40,1 тыс. чел., что на 11,1% меньше по сравнению с 2022 г., но существенно больше, чем в среднем за предыдущие десять лет.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Сохраняется ведущая роль образовательных организаций высшего образования в подготовке научных и научно-педагогических кадров: здесь обучаются 87% аспирантов. Их численность за последние пять лет выросла в 1,5 раза — до 105,8 тыс. чел. в 2023 г., приблизившись к уровню 2014 г. В научно-исследовательских организациях проходят подготовку 12,1% аспирантов (14,8 тыс. чел., рост в 1,3 раза), в организациях дополнительного профессионального образования (ДПО) и иных организациях — менее 1% (1 тыс. чел., рост в 1,4 раза).

Продолжился переход к обучению по научным специальностям в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени2: в 2023 г. доля обучающихся выросла до 66,3%. В топ-5 (по удельному весу численности аспирантов) вошли экономика (21,8%), право (9,2%), информационные технологии и телекоммуникации (6,1%), педагогика (5,3%), клиническая медицина (4,6%).

Приоритетность научных специальностей среди типов организаций различается. В вузах лидируют те же пять специальностей — по ним обучаются 49,7% аспирантов; в научно-исследовательских организациях преобладают биологические науки, клиническая медицина, экономика, физические науки, науки о Земле и окружающей среде (44,2%), а в организациях ДПО и иных организациях доминируют лишь три научные специальности — клиническая медицина, педагогика и экономика (68,5%).

Треть аспирантов (33,7%) завершают обучение по направлениям подготовки в соответствии с Перечнем направлений подготовки высшего образования3. В топ-5 вошли экономика и управление (8,9%), информатика и вычислительная техника (8,6%), клиническая медицина (6,5%), образование и педагогические науки (6,4%), юриспруденция (6,4%). Эти же направления преобладают и в вузах, где по ним обучаются 43% аспирантов. В научно-исследовательских организациях в пятерку лидеров вошли биологические науки, клиническая медицина, физика и астрономия, информатика и вычислительная техника, химия (49,1%), а в организациях ДПО и иных организациях лидируют только два направления — клиническая медицина, образование и педагогические науки (78,1%).

Постепенно повышается эффективность деятельности аспирантуры. В 2023 г. выпуск составил 14,1 тыс. чел., из них 11,2% защитили диссертации в период подготовки. В научно-исследовательских организациях значение показателя за год выросло с 9,1 до 10,3%, в организациях ДПО и иных организациях — с 3,7 до 9,7%. В вузах, наоборот, отмечалось небольшое снижение — с 13,8 до 11,4%, что непосредственно связано с усиливающимся трендом коммерциализации аспирантуры. Если в 2019 г. по договорам об оказании платных образовательных услуг обучался каждый третий аспирант (36,2%), то в 2023 г. — уже каждый второй (48,7%). Этот тренд потенциально несет в себе негативные эффекты: анализ данных прошлых лет показывает, что среди обучавшихся в платной аспирантуре удельный вес защитивших диссертации в период подготовки ниже, чем среди тех, кто учился за счет бюджетных средств. Вследствие роста численности платных аспирантов в вузах и организациях ДПО и иных организациях их удельный вес за 2019–2022 гг. увеличился с 37,4 до 51,3% в первом случае и с 46,6 до 68,7% во втором. В научно-исследовательских организациях доля обучающихся в аспирантуре на платной основе сохраняется на уровне 28%.

Как показывают международные исследования (см. справку), результативность аспирантуры во многом зависит от источников финансирования программ PhD и исследований, реализуемых во время такого обучения. Так, ученые, получавшие финансовую поддержку в виде грантов, демонстрируют более высокую публикационную активность. Менее значительны академические успехи у тех, кто оплачивал свое обучение в аспирантуре самостоятельно, что объясняется, в частности, вынужденной тратой времени на внешнюю (неисследовательскую) работу.

Справка:

Wahid, N., Warraich, N. F., & Tahira, M. (2022). Factors Influencing Scholarly Publication Productivity: A Systematic Review. Information Discovery and Delivery, 50(1), 22–33. https://doi.org/10.1108/IDD-04-2020-0036.

Nisticò, R. (2018). The Effect of PhD Funding on Postdegree Research Career and Publication Productivity. Oxford Bulletin of Economics and Statistics, 80(5), 931–950. https://doi.org/10.1111/obes.12232.

Возрастной состав аспирантов постепенно меняется в сторону старших возрастных групп (рис. 2). Если в 2010 г. в аспирантуре обучалась в основном молодежь до 25 лет (50%) и 25–29 лет (34,8%), то в 2023 г. каждый второй аспирант (48,5%) был в возрасте от 25 до 29 лет, а каждый третий (35,9%) — старше 30 лет. В целом, в аспирантурах вузов и научно-исследовательских организаций на долю лиц в возрасте до 30 лет приходится почти две трети (64,1%).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Увеличение среднего возраста аспирантов может свидетельствовать о том, что в современных условиях все больше людей стремятся к повышению своей квалификации. Это может также объясняться и ростом численности аспирантов, обучающихся на платной основе. Их целью, возможно, является не столько карьера в науке, сколько инвестиция в свое профессиональное развитие. Приобретаемые во время учебы в аспирантуре знания, навыки и компетенции, а также полученная ученая степень повышают их профессиональный статус, тем самым улучшая шансы на рынке труда.

 


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата; результаты проекта «Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам развития науки в Российской Федерации и за рубежом, подготовка предложений по развитию статистического наблюдения в сфере науки с учетом актуализации мер государственной политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Светлана Мартынова и Иван Юдин


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Рост затрат на науку в России: итоги 2023 года»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ